История автопрома Югославии и Болгарии

В Югославии и Болгарии во времена социализма существовала собственная автомобильная промышленность, которая заслуживает пристального внимания.

Обзор социалистического автопрома стран Восточной Европы был бы неполным без двух государств, чья автомобильная отрасль была не столь сильна, как у соседей. Тем не менее, и в Югославии, и в Болгарии (а речь именно о них) тоже существовала собственная автомобильная промышленность.

Конечно, машиностроение в этих странах было развито куда слабее, чем в Чехословакии или Австро-Венгрии, а отдельные регионы даже в рамках СЭВ оставались преимущественно аграрными, а не индустриально ориентированными. Тем не менее, в рамках нашей серии материалов они, несомненно, тоже заслуживают отдельной статьи.

Югославия

Эта страна с непростой историей пережила немало потрясений и геополитических метаморфоз до того времени, пока несколько попыток образовать собственное государство не прекратилось вместе со Второй мировой войной, исход которой и определил дальнейшую судьбу Югославии, ставшей в 1945 году Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Югославский автопром, впрочем, берёт своё начало в предвоенный период: в 1939 году в сербском городе Крагуевац началось производство грузовиков. Интересно, что в том же тридцать девятом году в македонском городе Скопье на шасси чехословацких грузовиков Praga начали выпускать собственные автобусы.

История автопрома Югославии и Болгарии

Для СФРЮ была характерна уникальная планово-рыночная модель социально-экономического строя, при которой свободный рынок товаров сочетался с отсутствием рыночных отношений применительно к оплате труда и самому капиталу. Государство практически не воздействовало на экономику административными методами, а управление базировалось на принципах децентрализации и автономии в области принятия решений на местах. Такой подход сказался и на автомобильной промышленности — в каждой федеративной республике могло быть собственное сборочное производство, причём в социалистической Югославии вовсю выпускали автомобили из капиталистических стран! Renault, Citroёn, Volkswagen, Opel — вот далеко не полный список автомобильных брендов, получивших «балканскую прописку».

Читать далее на сайте kolesa.ru