quto.ru
Опубликовано 15 января 2022, 00:26
5 мин.

История великого Красного барона, легендарного немецкого летчика

21 апреля 1918 года при не вполне выясненных обстоятельствах погиб Манфред фон Рихтгофен. Но, и перейдя в царство теней, лучший летчик-ас Первой мировой принял участие еще в двух глобальных конфликтах.
Авиация начала применяться в вооруженных конфликтах еще до Первой мировой, но только в ходе последней неуклюжие "этажерки" превратились в действенное средство ведения воздушной войны. Разумеется, в ней появились свои герои, которых с легкой руки французов стали называть асами (As, фр. – туз). Те же галлы ввели ставший общепринятым стандарт: пилот мог именоваться асом, одержав не менее пяти побед. Правда, методика их подсчета разнилась от страны к стране и менялась с течением времени. Самой строгой, бескомпромиссной была – кто бы сомневался! – немецкая система, но Манфреда фон Рихтгофена это не волновало.

Главная цель – пилот!

Скука и честолюбие – вот что привело Манфреда фон Рихтгофена в авиацию. Первую мировую 22-летний барон встретил офицером разведки 3-го эскадрона 1-го Прусского уланского полка имени российского императора Александра III. Война на Восточном и Западном фронтах, где действовала часть, быстро превратилась в позиционную, в которой кавалерии не было места на передовой. Связист, а тем более снабженец? Такая служба фон Рихтгофена категорически не устраивала, и в конце мая 1915 года барон добился перевода в Имперские ВВС Германии.

Капитан Манфред фон Рихтгофен (1892-1918) c орденом Pour le Mérite, самым почетным из 22 наград, которых был удостоен "Красный Барон"

Капитан Манфред фон Рихтгофен (1892-1918) c орденом Pour le Mérite, самым почетным из 22 наград, которых был удостоен "Красный Барон"

Уже в начале осени после переброски части в Бельгию он, будучи стрелком-наблюдателем, сбивает французский Farman, но упавший на территории противника аэроплан не был засчитан барону, который с подачи своего командира экипажа начал осваивать пилотское мастерство. После полугодовых курсов в марте 1916-го фон Рихтгофен стал летчиком 2-й бомбардировочной эскадры, где поначалу звезд с неба не хватал и даже разбил самолет в первом самостоятельном вылете.

Манфред фон Рихтгофен в кабине истребителя Albatros D.III, который принес ему наибольшее число побед – 25 из 80. На переднем плане младший брат "Красного Барона", Лотар (40 побед)

Манфред фон Рихтгофен в кабине истребителя Albatros D.III, который принес ему наибольшее число побед – 25 из 80. На переднем плане младший брат "Красного Барона", Лотар (40 побед)

Все изменилось после перехода барона осенью того же года во 2-ю истребительную эскадрилью, которой командовал летчик-ас и теоретик воздушного боя Освальд Бёльке. 17 сентября фон Рихтгофен открывает счет своим подтвержденным победам, сбив на Albatros D.II британский двухместный F.E. 2b. А уже в январе 1917 года барон – кавалер высшей воинской награды кайзеровской Германии, ордена Pour le Mérite. К тому моменту фон Рихтгофен с 16 одержанными победами более чем втрое перекрыл "норматив" аса.

С именем Манфреда фон Рихтгофена чаще всего ассоциируется триплан Fokker Dr.I, хотя "Красный Барон" летал на нем чуть более месяца до своей гибели, сбив 17 самолетов противника.

С именем Манфреда фон Рихтгофена чаще всего ассоциируется триплан Fokker Dr.I, хотя "Красный Барон" летал на нем чуть более месяца до своей гибели, сбив 17 самолетов противника.

Такому преображению явно поспособствовало мастерство стрелка, которое барон с детства оттачивал на охоте в семейных владениях в Нижней Силезии (после Второй мировой включена в состав Польши), а также отличная координация, выработанная успешными занятиями в школе спортивной гимнастикой. К тому же Манфред фон Рихтгофен отличался расчетливостью в ведении воздушного боя. Излюбленным приемом барона стала атака противника с пикирования со стороны солнца с последующим быстрым набором высоты. Во Вторую мировую пилоты Люфтваффе очень эффективно используют эту тактику...

6 июля 1917 г. в воздушном бою над бельгийским городом Вервик Манфред фон Рихтгофен получил тяжелое ранение в голову, но вопреки мнению медиков вернулся к полетам менее чем через три недели

6 июля 1917 г. в воздушном бою над бельгийским городом Вервик Манфред фон Рихтгофен получил тяжелое ранение в голову, но вопреки мнению медиков вернулся к полетам менее чем через три недели

Рационализм в фон Рихтгофене уживался с безрассудством, которое подпитывалось огромным честолюбием барона. В январе 1917 года, став командиром 11-й истребительной эскадрильи, Манфред фон Рихтгофен приказал покрасить его Albatros D.III с серийным номером 789/16 в ярко-красный цвет. С тех пор все самолеты барона частично или полностью получали такой окрас.

С одной стороны, это делалось, чтобы в отсутствие радиосвязи в горячке боя подчиненные всегда могли сразу опознать машину своего командира. С другой – как не без самодовольства заметил барон в наброске автобиографии, "моим противникам тоже не составляло труда разобраться в ситуации". В результате, чтобы не превращать самолет фон Рихтгофена в мишень, все летчики его эскадрильи окрасили свои самолеты схожим вызывающим образом, за что часть прозвали "Летающий цирк".

Пробитый пулей шлем пилота

Пробитый пулей шлем пилота

Впрочем, сам Манфред воспринимал воздушную войну как спорт и даже завел обычай заказывать у ювелира серебряный кубок по случаю каждой вновь одержанной победы. Когда же в истощенной войной Германии возник дефицит серебра, обладатель 60 врученных самому себе трофеев отказался от идеи пополнять коллекцию кубками из обычного металла. Что не убило в бароне азарт охотника. Всего за полтора года результативных боев фон Рихтгофен довел число сбитых самолетов противника до 80. Последний был записан на счет барона 20 апреля 1918 года.

Пока своего слова не сказали эксперты-баллистики, долгое время считалось, что Манфред фон Рихтгофен был сбит канадцем, капитаном Артуром Брауном из 209 истребительного полка британских ВВС. С тех пор эмблему этой части украшает изображение падающего красного орла

Пока своего слова не сказали эксперты-баллистики, долгое время считалось, что Манфред фон Рихтгофен был сбит канадцем, капитаном Артуром Брауном из 209 истребительного полка британских ВВС. С тех пор эмблему этой части украшает изображение падающего красного орла

А на следующий день в отношении самого Манфреда фон Рихтгофена сработал принцип, который к тому времени командир 1-й истребительной эскадры внушал своим подчиненным: "Главная цель в бою – пилот. Не промахнитесь!" Всего одна пуля, выпущенная, как теперь считается кем-то из австралийских солдат, над чьими позициями снизился красный Fokker Dr.I, смертельно ранила барона, который все же успел посадить свой истребитель рядом с неприятельскими траншеями. Манфред фон Рихтгофен погиб за полторы недели до своего 26-летия...

Fokker Dr.I поверженного "Красного Барона" разошелся на сувениры. Сегодня части истребителя немецкого аса выставлены в музеях Австралии, Британии, Канады

Fokker Dr.I поверженного "Красного Барона" разошелся на сувениры. Сегодня части истребителя немецкого аса выставлены в музеях Австралии, Британии, Канады

Сильно разбитый при вынужденной посадке Fokker Dr.I 425/17 "Красного Барона" мигом разобрали на сувениры австралийские солдаты, а тело летчика-аса, облаченное в мундир 1-го Прусского уланского полка, 22 апреля 1918 года было с отданием всех воинских почестей захоронено на кладбище французской деревушки Бертангль военнослужащими 3-й эскадрильи Воздушного корпуса Австралии. Копии фото церемонии, как и посмертные фото фон Рихтгофена, затем сбросили с самолетов союзников над немецкими позициями в доказательство гибели пилота, ставшего при жизни национальным героем Германии.

Пилот-призрак

В первую же ночь после похорон с могилы фон Рихтгофена исчез крест. Выполненный из пропеллера он вновь был установлен летчиками из состава Австралийского корпуса. Однако через несколько лет останки "Красного Барона" потревожили, чтобы перенести на организованное французскими властями большое немецкое воинское кладбище у местечка Фрикур в департаменте Сомма.

Военнослужащие Воздушного корпуса Австралии дают прощальный салют Манфреду фон Рихтгофену 22 апреля 1918 г. Надпись на одном из похоронных венков гласила: "Нашему галантному и достойному врагу"

Военнослужащие Воздушного корпуса Австралии дают прощальный салют Манфреду фон Рихтгофену 22 апреля 1918 г. Надпись на одном из похоронных венков гласила: "Нашему галантному и достойному врагу"

Здесь на участке 4 в 7-м ряду ас из асов Первой мировой мог бы найти покой, но в 1925 году в дело вмешалась семья фон Рихтгофен и... политика. Если родные просто стремились перезахоронить прах Манфреда в своем родовом имении, то руководство Веймарской республики посчитало, что, включив погибшего летчика в пантеон героев, оно укрепит свои позиции в далекой от благополучия стране, где после Версальского мирного договора набирали силу реваншистские настроения.

Государственные похороны Манфреда фон Рихтгофена в Берлине, 1925 г

Государственные похороны Манфреда фон Рихтгофена в Берлине, 1925 г

В результате состоялись, третьи, на этот раз пышные государственные похороны "Красного Барона" на мемориальном Инвалидском кладбище Берлина с участием президента Гинденбурга, героя Первой мировой. Через восемь лет он же поздравит с победой на выборах нового канцлера Германии, Адольфа Гитлера. Нацисты использовали фигуру Манфреда фон Рихтгофена уже в своих целях как символ Люфтваффе, о возрождении которых официально объявили в 1935 году.

Вскоре после этого в дополнение к мраморной плите, установленной на могиле "Красного Барона" в период Веймарской республики, появилась огромная стена с лаконичной надписью "RICHTHOFEN". На церемонии открытия обновленного мемориала торжественную речь произнес Герман Геринг, шеф Люфтваффе и один из преемников фон Рихтгофена на посту командира 1-й истребительной эскадры в 1918 году.

Реконструированный в период III Рейха мемориал Манфреда фон Рихтгофена на Инвалидском кладбище Берлина

Реконструированный в период III Рейха мемориал Манфреда фон Рихтгофена на Инвалидском кладбище Берлина

Инвалидское кладбище, находящееся в исторической части Берлина, пострадало в годы Второй мировой, но могила "Красного Барона" осталась цела... чтобы оказаться в буквальном смысле на передовой в разгар новой, холодной войны. В непосредственной близости от захоронения прошел участок Берлинской стены. Пока она возводилась, начиная с 13 августа 1961 года, для беглецов из ГДР вертикально установленная плита на могиле Манфреда фон Рихтгофена служила своеобразным щитом, защищавшим от пуль восточногерманских пограничников перед последним броском на территорию Западного Берлина.

Сегодня на Инвалидском кладбище в Берлине на месте бывшей могилы "Красного Барона" сохранилась вертикальная плита с надписью "RICHTHOFEN" и оставшимися со времен холодной войны отметинами от пуль

Сегодня на Инвалидском кладбище в Берлине на месте бывшей могилы "Красного Барона" сохранилась вертикальная плита с надписью "RICHTHOFEN" и оставшимися со времен холодной войны отметинами от пуль

Уже в 1970-е, когда вопрос о сносе Инвалидского кладбища обсуждался властями ГДР, к ним с просьбой о перезахоронении Манфреда обратилось семейство фон Рихтгофен, перебравшееся после Второй мировой в ФРГ.

В 1975 г. прах Манфреда фон Рихтгофена захоронили на южном кладбище Висбадена рядом с могилами его родных

В 1975 г. прах Манфреда фон Рихтгофена захоронили на южном кладбище Висбадена рядом с могилами его родных

В 1975 году "Красный Барон" наконец "вернулся с войн", найдя последнее пристанище на Южном кладбище Висбадена.

Прозвище "Красный Барон" – "обоюдоострое". В нем в равных пропорциях заложены огромная слава и трагедия. По аналогии с соотечественником, Манфредом фон Рихтгофеном, журналисты окрестили так Михаэля Шумахера, который в 2000-2004 гг. добыл пять из своих семи чемпионских титулов в "Формуле-1", выступая за команду Ferrari, чьи болиды традиционно окрашиваются в красный цвет. Потом было 29 декабря 2013 года. О том, что произошло в тот день с гонщиком на горнолыжной трассе курорта Мерибель во французских Альпах хорошо известно...

Прозвище "Красный Барон" – "обоюдоострое". В нем в равных пропорциях заложены огромная слава и трагедия. По аналогии с соотечественником, Манфредом фон Рихтгофеном, журналисты окрестили так Михаэля Шумахера, который в 2000-2004 гг. добыл пять из своих семи чемпионских титулов в "Формуле-1", выступая за команду Ferrari, чьи болиды традиционно окрашиваются в красный цвет. Потом было 29 декабря 2013 года. О том, что произошло в тот день с гонщиком на горнолыжной трассе курорта Мерибель во французских Альпах хорошо известно...

Автомобильные новости