quto.ru
Опубликовано 07 июля 2021, 00:10
6 мин.

Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину

Простые, но важные советы экспертов
Проливные дожди и размытые дороги – не повод ставить автомобиль на прикол. Многим гражданам, оказавшимся на российских югах в разгар стихии, в ближайшие дни придётся преодолевать на машине водные преграды. Нелёгкие испытания предстоят и тем, кто отправится путешествовать по труднодоступным местам. Сохранить автомобиль в целости и сохранности будет непросто, но миссия выполнима.
Depositphotos

Лихо мчать на машине сквозь метровую толщу воды в реальной жизни могут единицы. Причин тому две: для неподготовленной техники это упражнение смертельно опасно, равно как и для неподготовленного водителя.

Что делать, если ливни превратили обычную дорогу или улицу в разливанное море, а ехать надо? Как не утонуть самому и не утопить машину? Правильно сориентироваться в ситуации и не наломать дров вам помогут советы экспертов Quto.

«Большая вода» - одна из главных опасностей для любого водителя и практически любой машины. Неумелые или лихие манёвры гарантируют гигантские проблемы. Вот лишь некоторые из них.

Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину

© Depositphotos

Оторванные колёса, покорёженный кузов

Главное, о чём стоит помнить водителям, оказавшимся один на один с водной преградой, - её непредсказуемость. Проехать по луже без последствий и поломок можно при простом условии: глубина преграды не должна превышать уровня ступицы, то есть вода должна доходить не более чем до половины колеса.

Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину

© Depositphotos

Казалось бы, всё просто. Но не в случае, когда приходится двигаться по неизведанным местам, в потоке мутной клокочущей воды. Рассмотреть в такой ситуации невозможно ничего. Под колёсами может оказаться открытый канализационный люк, заботливо положенный доброжелателями бетонный блок или вкопанный в землю металлический столбик. При разгуле стихии высока вероятность угодить в промоину и поплыть вместе с машиной в неизвестном направлении. Не зная броду не суйся в воду – лучший совет, который можно дать.

Первый и главный совет - не зная броду, не суйся в воду! Будет очень больно для кошелька!

Андрей Судьбин

автожурналист, эксперт в области внедорожной техники

Гидроудар

Преодолеть водную преграду без последствий для двигателя автомобиля можно далеко не всегда. В инструкции ко многим внедорожникам и кроссоверам прямым текстом прописывается максимальная глубина преодолеваемого брода. Специалисты рекомендуют дополнительно перестраховываться и въезжать в воду лишь при условии, что её уровень в самом глубоком месте не достигнет ¾ от уровня воздухозаборника мотора.

Услышав от синоптиков, что скоро грянут большие осадки, заранее посмотрите, на каком уровне находится воздухозаборник в вашей машине. Это и будет максимальная глубина преодолеваемого брода.

Татьяна Елисеева

мастер спорта по автоспорту

Объясняется этот совет максимально просто и логично. При движении как вашей машины, так и автомобилей других участников дорожного движения возникают волны. Если резко увеличить скорость, можно догнать гребень волны, создаваемой вашей машиной. К фатальным последствиям способна привести и резкая остановка: волна попадёт на радиаторную решётку и с высокой степенью вероятности проникнет в воздухозаборник.

При преодолении «большой воды» главная задача – чтобы вода не попала в мотор. Так как вода – жидкость несжимаемая, гидроудар – одно из самых неприятных несчастий, которое только может случиться. Если повезёт – автомобилист отделается заменой масла. Если нет – мотору потребуется капремонт. И вот почему. После того, как вода попала внутрь цилиндра двигателя, поршень на такте сжатия (клапаны закрыты), двигаясь вверх, встречает на своём пути водную преграду. Давление внутри цилиндра многократно возрастает, но поршень продолжает движение вверх… В лучшем случае ДВС просто заглохнет, а в худшем его придётся полностью менять.

Татьяна Елисеева

мастер спорта по автоспорту

Потерянные номера

Джиперы со стажем никогда не суются в воду, предварительно не закрепив номерные знаки. Обладатели легковушек, как правило, не удосуживаются крепить номера винтами или металлическими заклёпками. Их просто вставляют в пластиковые рамки и защёлкивают. Рамки, к слову, точно так же крепят к кузову и бамперам на честном слове.

Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину

© Depositphotos

При преодолении водных препятствий именно номера уплывают первыми. Вода, напомним, не сжимается. Она мощно бьёт по кузову и всем элементам конструкции транспортного средства даже на ничтожной скорости. Если вы не уверены в надёжности крепления номерных знаков, их лучше снять заранее, а затем вернуть на место. Движение без номеров, напомним, официально запрещено. Если при проезде по лужам и бродам их отсутствие физически незаметно, то при выезде на сушу вас с удовольствием «примет» любой сотрудник ГИБДД.

Отложенные поломки

Гидроудар – далеко не единственное возможное последствие для вашей техники. При проезде по глубоким лужам вода проникает во многие узлы и механизмы, что гарантирует преждевременный их выход из строя.

Как ездить по глубоким лужам и не сломать машину

© Depositphotos

Первое, на что стоит обращать внимание, - масло в коробке передач и мостах. Вода проникает в них через сапуны, превращая смазочный материал в коварную эмульсию. Страдают элементы выпускной системы и электрическая проводка. При негерметичности резиновых уплотнителей вода попадает в рулевые тяги, наконечники, шаровые опоры и даже в рулевую рейку. От резкого перепада температур могут страдать моторы и коробки передач. В какую сумму может вылиться ремонт авто после проезда «большой воды», страшно даже представить.

Как ехать по «большой воде»

Главное правило при движении по «большой воде» - не торопиться и действовать максимально аккуратно. Ехать следует с минимально возможной скоростью и готовностью быстро остановиться в случае увеличения глубины или при встрече с невидимым препятствием.

Поэтому важно не поднимать обороты, а держать их минимальными. В воду заезжаем плавно и начинаем предельно аккуратно гнать перед собой «волну». Здесь главное - именно спокойствие и аккуратность!

Татьяна Елисеева

мастер спорта по автоспорту

Броды по лобовое преодолевал, в том числе и там, где вроде как была улица, но на машинах со шноркелем и вообще подготовленных. Там свои тонкости - не переключаться, идти на ровном газу... Можно, спускаясь в брод, пустить волну, затем чуть-чуть скинуть газ и идти за этой волной, во впадине. Но, повторюсь, главное - не зная броду, не соваться в воду.

Андрей Судьбин

автожурналист, эксперт в области внедорожной техники

Что делать, если машина поплыла

Нештатные ситуации при преодолении «большой воды» вполне возможны. При попадании в действительно глубокую лужу или реку, особенно с мощным течением, колёса автомобиля могут оторваться от дна – ситуация выйдет из-под контроля. Паниковать в такой ситуации нельзя.

Если воды столько, что машина поплыла (то есть колёса перестали касаться земли), сразу же глушите двигатель.

Татьяна Елисеева

мастер спорта по автоспорту

При любых подозрениях, что всплытие автомобиля возможно, специалисты советуют заранее отстёгивать ремни безопасности, разблокировать замки дверей и опускать стёкла. В экстренной ситуации это может спасти вам жизнь.

Стёкла нужно открыть. Но это актуально, если машина тонет в совсем глубоких местах. Естественно, в такой ситуации пристёгиваться НЕ НАДО.

Андрей Судьбин

автожурналист, эксперт в области внедорожной техники

Типичные последствия преодоления брода

Даже после успешного преодоления водной преграды ваш автомобиль на некоторое время «захворает». Намокшие тормоза станут неэффективными, а сцепление (если у вас «механика») будет пробуксовывать. Это нужно учитывать. «Хапнуть» воды может и воздушный фильтр.

После «большой воды» может буксовать сцепление. В этом нет ничего страшного: подсохнет, а потом будет работать, как надо. А вот попадание воды в подшипники ступиц, ведущие мосты, раздаточную коробку – это плохо. Как минимум, надо заменить смазку в этих агрегатах. С электрикой тоже не всё просто. В современном автомобиле блоки управления электроникой рассованы по всему салону. Поэтому затопить один из них – проще простого.

Татьяна Елисеева

мастер спорта по автоспорту

Автомобильные новости