С того момента, как электромобили начали серийно выпускаться автопроизводителями, не утихает спор о том, каким будет следующий шаг по сокращению воздействия на окружающую среду. С того момента, как электромобили начали серийно выпускаться автопроизводителями, не утихает спор о том, каким будет следующий шаг по сокращению воздействия на окружающую среду. Поскольку с автомобилями все более-менее понятно, внимание изобретателей переключилось на дороги. Результатом этого стал проект дорог на солнечной энергии. Задача, поставленная исследователями, глобальна: охватить все бетонные и асфальтовые покрытия, которые подвергаются воздействию прямых солнечных лучей, и трансформировать их в дороги с солнечными панелями. В планах создателей дорог на солнечной энергии охватить не только автомобильные шоссе, но и подъездные пути, велосипедные дорожки, внутренние дворики, тротуары и автостоянки. Дороги на солнечной энергии будут выглядеть непривычно для современного человека. Они станут «умными дорогами», способными взаимодействовать с автомобилями и водителями, влиять на движение и даже ловить нарушителей.Основная идея заключается в возможности зарядки электромобилей прямо во время движения с помощью беспроводной зарядки. Кроме того, дорога на солнечной энергии будет способна выполнять некоторые функции. Например, она может быть использована в качестве гигантского экрана, передающего информацию о дорожных условиях, пробках и т.д. Умная дорога может выступить в качестве огромного дорожного знака или помочь водителю объехать затор на дороге. Система GPS, интегрированная в дорогу, укажет путь водителю с помощью огромных стрелок на дороге, которые будут двигаться перед автомобилем и приведут его в нужное место. Еще более удивителен тот факт, что дороги на солнечной энергии смогут обнаружить нарушителей. Например, дорога будет привлекать внимание к автомобилю с помощью круга светодиодов вокруг него и сопровождать его световым кольцом в течение всего его движения по проезжей части, чтобы предупредить других водителей об опасности. Умная дорога будет состоять из трех слоев покрытия, каждый из которых имеет свои особенности и цели. Первый слой, по которому будут ездить автомобили, будет изготовлен из высокопрочных водонепроницаемых материалов, способных выдержать ежедневные нагрузки от проезжающих автомобилей. Материал будет полупрозрачным, чтобы пропускать солнечный свет, заряжающий аккумуляторные элемементы. Кроме того, этот слой будет оснащен светодиодами. Второй слой будет оснащен сложной электроникой: в него будет интегрирована микропроцессорная плата, отвечающая за освещение, связь, контроль, оповещение о поломках и другие задачи. Третий слой предназначен для распределения энергии по всей дороге, а также для защиты микропроцессоров от воздействия влаги. Испытания уже начались. В феврале 2010 года в лаборатории был сооружен тестовый участок дороги на солнечной энергии размером 3,66 м х 3,66 м. Прототип дороги предназначен лишь для того, чтобы наглядно продемонстрировать, каким образом различные компоненты взаимодействуют друг с другом. Первоначально предполагается оснастить умными дорогами всю автодорожную сеть в США. Задача эта в наше время кажется практически невыполнимой, учитывая состояние и протяженность автодорог на настоящий момент. Однако существует более реалистичная идея разместить участки дорожного покрытия на солнечной энергии вблизи АЗС, автостоянок и т.д. Проект отличается низкой стоимостью, чем привлек массу поклонников. Будучи построенной, дорога работает практически бесплатно, выполняя функции дорожных знаков, которые больше не придется заменять по мере их изношенности и т.д. Это было бы гораздо проще, дешевле и эффективнее, чем поддерживать существующую инфраструктуру.