«Нивушка» в строю без шести лет полвека. Она примелькалась и вызывает у владельцев современных автомобилей снисходительную высокомерную улыбку. Тем не менее она была и остаётся уникальным продуктом, который в свое время взбудоражил если не всю планету, то как минимум страны и регионы. Советские инженеры наделили внедорожник рядом конструктивных особенностей, которые провели черту между ним и другими моделями оффроудного толка. Название «Нива» ассоциируется с его словарным значением – с возделанным и засеянным полем. Казалось бы, логично – внедорожник, пашня, пересеченная местность… В действительности происхождение имени, как ни странно, совсем другое.Автомобиль нарекли в честь дочерей ведущего конструктора автомобиля Петра Михайловича Прусова – Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьёва – Вадима и Андрея. Кстати, именно Соловьёв на рубеже шестидесятых-семидесятых годов инициировал разработку новой модели для жителей села.На начальной стадии разработки «Нива» представлялась инженерам как утилитарный внедорожник с рамным шасси. Ранний прототип ВАЗ-Э2121 с весьма говорящим прозвищем «крокодил Гена» никоим образом не напоминал окончательный, ставший впоследствии культовым вариант авторства художника Валерия Павловича Сёмушкина. В ходе жарких споров разработчики перекроили первоначальную концепцию автомобиля и первыми в мире представили внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом, «понижайкой» и блокировкой межосевого дифференциала. Хотя, справедливости ради, подобную схему полного привода британцы начали применять на рамном Range Rover ещё до дебюта «Нивы».ВАЗ-2121 «Нива» – один из истинных долгожителей отечественного автопрома. Его начали выпускать с 1977 года, да так и забыли снять с производства. Что ж, российской глубинке подобная доступная техника с трёх- и пятидверным кузовом, досконально изученной конструкцией и практически повсеместным наличием запчастей всегда будет нужна. Интересно, что название модели неоднократно менялось. Так, например, с 2006 по 2021 год вездеход брендировался как Lada 4x4. Напомним, созданное в 2001-м совместное предприятие GM-АвтоВАЗ получило лицензию на использование товарных знаков «Нива» и Niva. В конце 2019 года тольяттинский производитель выкупил 50-процентную долю General Motors в СП и вновь мог распоряжаться своим историческим названием. Так что с недавних пор экс-Chevy Niva зовется Lada Niva Travel, а классический вариант – Niva Legend. Действительно, легенда!Изначально внедорожник комплектовался 1,6-литровым «шестёрочным» двигателем мощностью 75 л.с. Из-за высокооборотной характеристики и нехватки тяги на низах он подходил для эксплуатации на пересеченной местности отнюдь не лучшим образом. Вообще слабый мотор – это вечная и не решенная проблема внедорожника. Печально осознавать, что всё могло быть иначе. Ещё до появления «Нивы» отечественному предприятию досталась конструкторская документация на семейство двигателей Fiat Twin Cam объемом от 1,4 до 2,0 литра мощностью до 114 л.с. с двумя распредвалами, восемью клапанами и полусферической камерой сгорания. Агрегат шёл «довеском» к Fiat 125, который подумывали заселить на конвейер в Тольятти. Но в итоге выбор пал на Fiat 124, превратившийся в ВАЗ-2103, и Twin Cam остался лишь в мечтах инженеров. Впоследствии завод предпринимал попытки вооружить внедорожник более подходящим мотором. Так, в восьмидесятые вазовцы экспериментировали с дизельными агрегатами.В числе серьезных преимуществ оригинальной «Нивы» был довольно неплохо отделанный для своего времени, вполне цивильный салон.«Нива» пользовалась хорошим спросом в зарубежье, который подогревали разные впечатляющие достижения. Так, например, в 1998 году внедорожник поднялся к базовому лагерю на Эвересте (5200 метров над уровнем моря). Чуть позже он улучшил личный альпинистский рекорд – вновь заехал в Гималаи и взобрался на отметку 5726 метров. Кроме того, ВАЗ-2121 полтора десятилетия работал на станции Беллинсгаузен в Антарктиде и намотал по ледяному безмолвию 11800 километров! В восьмидесятые советский SUV демонстрировал успехи в автоспорте. Он занимал третье места на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в «абсолюте», брал «золото» в ралли «Алжир», «Ралли фараонов» и других состязаниях. Это ли не подтверждение его боеспособности?Автомобиль выпускался в многочисленных версиях, причем их появление далеко не всегда было заслугой завода-производителя. Так, например, литовская компания Auviga построила на базе внедорожника интересный кемпер. Это не единая «не разборная» конструкция, а пикап со съёмным жилым модулем. «Домик» можно было отстегнуть от автомобиля, тем самым не ограничивая его мобильность и внедорожные свойства.Одним из последних дополнений линейки классической «Нивы» стала версия Bronto с доработанной усиленной подвеской, тремя блокировками дифференциалов, внедорожными шинами и разным дополнительным оборудованием.