quto.ru
Опубликовано 11 марта 2020, 10:42

Нефть подешевела на треть. Почему в России не дешевеет бензин

После ночи на 9 марта, когда фьючерсы на нефть Brent и WTI обвалились примерно на 30%, россияне в очередной раз за несколько лет проснулись в новой реальности с вновь дешевым рублем.

С тех пор цены на нефть немного отыграли свои позиции, а этим утром показали рост аж на 6% и почти достали до $39 за баррель. Преимущества дешевой нефти неизменно ощущают американцы и европейцы. В странах этих регионов стоимость топлива привязана к стоимости нефти.

Тонна бензина "премиум" (эквивалент нашего 95-го) в Европе до падения стоила $467, 8 на оптовом рынке. После падения цен, тонну такого бензина отгружали уже по $354,8.

Но в России еще в 2018 году правительство реализовало защитный механизм, который фактически отвязывает стоимость бензина от цен на нефть. Это было сделано на фоне резкого роста цен на топливном рынке. В первую очередь, правительство заморозило цены на бензин на АЗС, а после запустило механизм стабилизации цен на заправках и доходов компаний.

Его назвали демпфером, он представляет собой сумму в размере 65-68% от расчетной премии, которую нефтяные компании получают при продаже топлива как на внутреннем рынке, так на экспортном. Он устроен очень просто.

Когда нефтяники зарабатывают на внутреннем рынке больше, чем на внешнем, они часть своей премии при продаже топлива перечисляют в бюджет. Когда выгоднее продавать топливо на экспорт, государство из бюджета компенсирует нефтяникам недополученную ими прибыль из-за того, что они сдерживают цены на внутреннем рынке.

Сейчас, когда стоимость нефти на внутреннем рынке выгоднее, чем на внешнем, они могли бы в теории снизить цены на бензин. Но сделать этого они не смогут из-за того, что придется делиться прибылью с государством.

По данным РБК, правительство удержит цены на топливо на нынешнем уровне. Дешеветь оно точно не будет. Об этом ранее сообщил и министр энергетики Александр Новак, отметив эффективность механизма демпфера.

Автомобильные новости