Нужна ли нам новая стратегия развития рынка страхования
Срок действия стратегии развития страхового рынка истек. Новая стратегия, принятая Минфином, рассчитана уже не на четыре года, а на восемь лет. Страховщикам предлагают развиваться интенсивно, а не экстенсивно, делать упор на совершенствовании страховых продуктов, а не на увеличение премий.
Одна из основных задач, которую ставят чиновники перед собой и страховщиками —переход от обязательного страхования к добровольному в тех сферах, где это эффективно. Обязательное страхование это в той или иной мере все-таки ограничивают права и свободу человека, потому как вынуждают его заключить договоры на условиях, установленных страховщиками в одностороннем порядке.
Безусловно, никто не собирается отказываться от обязательных видов страхования, но их ждут серьезные изменения, конечной целью которых является повышение эффективности. Для чего, как считает Минфин, требуется либерализовать стоимость полисов, установив только верхнюю и нижнюю планки тарифов, но есть и более конкретные предложения.
Например, прикрепить полис ОСАГО не к транспортному средству, а к водителю. Для основных видов обязательного страхования, таких как ОСАГО, ОМС и ОСОПО (обязательного страхования ответственности владельца опасного объекта), предполагается унифицировать систему по всем регионам, а также перейти на электронный документооборот.
Сектор добровольного страхования тоже предлагается развивать интенсивно: повысить доступность различных услуг для малообеспеченных слоев населения, развивать «микрострахование», вводить новые продукты, такие как GAP-страхование, повышать интерес жителей страны к страхованию здоровья, а также имущества на территориях, подверженных рискам природных и других опасностей.
Новая стратегия развития страхового рынка уже вызвала ряд комментариев со стороны экспертов. Многие называют документ «сырым» и даже тривиальным. «Говорить о новой стратегии, не реализовав потенциал предыдущей, рано, — считает лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. — В предыдущем плане было много разумных предложений. В части автострахования — это и появление независимых экспертов, и оценка работы страховщиков на основе результатов судебных решений по страховым спорам, и введение единой базы страхователей. Последнее позволило бы существенно повысить эффективность страховых компаний без увеличения стоимости полиса, и создать условия для успешной работы коэффициента бонус-малус, что, в свою очередь, повлияло бы на повышение культуры вождения и снижение количества ДТП».
Читайте советы эксперта, как себя вести в случае попадания в ДТП.
Как отметил господин Ханжин, эти задачи не решены до сих пор, поэтому вырабатывать новую стратегию бессмысленно. Иначе ситуация похожа на выполнение «пятилетних планов» в СССР, когда невыполненные нормативы зачитывались в счет будущей пятилетки...»
Ряд экспертов указывает на размытость новой стратегии. «Основной проблемой для дальнейшего развития добровольных видов страхования является отсутствие взаимодействия между страховщиками, — рассуждает генеральный директор СК «Экип» Дмитрий Бирюков. — Для того, чтобы рынок стал более цивилизованным, необходима общая база страховщиков, что позволит страховым компаниям более точно просчитывать свои риски, следовательно, оптимизировать стоимость страхования для клиента. Также нужно развивать профессиональные объединения страховщиков, расширяя их полномочия и функции, а также надзорные органы и объединения страхователей».
Нужно отметить, что страховое сообщество критически принимает любые предложения относительно развития отрасли. Так, план развития страхового рынка, разработанный Всероссийским союзом страховщиков с привлечением известного эксперта Оливера Уаймана, в основном, получил негативные отклики.
Scriptio: Василий Никифоров.