quto.ru
Опубликовано 15 мая 2023, 03:22
2 мин.

Почему на Lada Niva Legend запасное колесо лежит под капотом

А на более современной Lada Niva Travel запаска располжена на пятой двери.
Кто придумал разместить запасное колесо под капотом Lada Niva. Фанаты отечественного автопрома прекрасно знают, что запасное колесо на классической Lada Niva Legend располагается под крышкой капота. При этом, когда советские автомобилисты впервые увидели новую разработку инженеров Волжского автозавода, многие засомневались, что резина, нагревшись, может загореться. Но, на самом деле, в подкапотном пространстве редко бывает жарче 90 градусов, а это совершенно некритичная для шин температура.
Lada

Автором дизайна вазовского внедорожника на всех этапах работ выступал молодой художник Валерий Сёмушкин. И он достаточно подробно описал историю того, почему запаску разместили именно так: «Ну, не хотелось мне её вешать ни на дверь задка, ни на кронштейны сзади!», – откровенно вспоминал потом дизайнер.

При этом вариант размещения под полом багажника отпадал по причине того, что длина автомобиля была строго ограничена — не более 3,5 метра. И тогда Валерий Сёмушкин, которого поддержал ведущий конструктор проекта Пётр Прусов, попробоовал пристроить колесо возле мотора, а разъём капота сделать сбоку.

Аналог этого решения имелся — это компактный хэтчбек FIAT-127. Но колесо вазовского внедорожника было намного больше легкового фиатовского! Однако объёмная компоновка кузова будущей «Нивы» нагляднее всего показывала, что всё должно получиться. И, как известно, в итоге получилось.

Почему на Lada Niva Legend запасное колесо лежит под капотом

© Lada

Кстати, категорически против такой компоновки выступал ведущий испытатель темы Вадим Котляров: «Приложу максимум усилий, чтобы её там не было. Только через мой труп!» — горячился инженер, считая, что колесо может загореться. Но уступил, узнав, что летом шины на асфальте порой нагреваются до 130 градусов.

И лишь гораздо позднее инженеры поняли, что запаска, уложенная под капотом, — это плохо. В случае аварии, когда удар доходит до запасного колеса, баранка начинает «расти» вверх. Как показали краш-тесты, за несколько со­тых долей секунды рулевая колонка вста­ёт практически вертикально, выбивая вдителю верхней челюсть.

Кстати, создавая образ следующего поколения «Нивы», то есть модели ВАЗ-2123, которую сейчас продают под именем Lada Niva Travel, вышеупомянутый Валерий Сёмушкин категорически не хотел размещать запасное колесо на задней двери кузова, на чём настаивало большинство коллег. Ведь прежнее решение было «инженерно красивым»!

Но более покатый капот сделал подкапотное пространство менее вместительным, а увеличение заднего свеса ухудшало геометрическую проходимость. Поэтому запаску, вопреки мнению маэстро, закрепили на пятой двери. И хорошо: с точки зрения пассивной безопасности такое расположение намного лучше прежнего.

Автомобильные новости