quto.ru
Опубликовано 08 февраля 2012, 10:29

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

С 1 января 2012 года в России повысили штрафы за выезд на занятый перекресток, проезд на красный свет, заезд за стоп-линию и за нарушение очередности проезда перекрестков. Однако гаишники штрафовать водителей по новым тарифам пока не спешат, и в результате улицы по-прежнему забиты. Почему же водители игнорируют ужесточение наказаний?

Вступивший c Нового года в силу федеральный закон увеличил штрафы в первую очередь за те нарушения, которые водители совершают при проезде перекрестка, способствуя созданию пробок или аварийных ситуаций.

Рассмотрим типичную ситуацию — водитель приближается к пересечению дорог. Сначала он подъезжает к стоп-линии: требование остановиться перед ней при красном сигнале светофора установлено в ПДД, однако до 2012 года за нарушение этого правила никого не штрафовали. С Нового года, если водитель заехал за стоп-линию, но на перекресток еще не выехал, штраф составит 800 рублей. Если же водитель не только пересек стоп-линию, но и выехал при красном свете светофора на перекресток, то штраф составит уже одну тысячу рублей (раньше действовала санкция в 100 рублей).

Если в поперечном направлении образовался затор и водитель при горящем зеленом свете выезжает на перекресток, но затем не может его покинуть, блокируя соседний транспортный поток, то в этом случае штраф тоже составит тысячу рублей (вместо прежних 100 рублей). За нарушение правила очередности проезда перекрестков на разрешающий сигнал светофора (например, поворот под стрелку) карается штрафом на ту же сумму (до 2012 года — 100-200 рублей).

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Повышение ответственности за нарушения ПДД — самый распространенный и самый простой путь заставить водителей соблюдать правила. В качестве подтверждения этой мысли ГИБДД обычно приводит статистику с «положительной динамикой». К примеру, после того как в 2004-2005 году за вождение в пьяном виде стали лишать прав (раньше ограничивались штрафом), количество случаев управления авто нетрезвыми водителями пошло на убыль. В 2008 году был принят пакет поправок в КоаП, серьезно ужесточивших санкции еще за ряд нарушений ПДД, после чего смертность в авариях после многолетнего роста тоже вроде бы пошла на убыль.

Проверенный годами способ воздействия на водителей власти пытаются применить и сейчас. Но о 100-процентной эффективности этого метода говорить не приходится.

Причин для сомнений несколько: достаточно проехаться по Москве или другому крупному городу, чтобы увидеть, что инспекторы ГИБДД не стали чаще останавливать водителей на перекрестках. В известных «проблемных» местах столицы — например, на перекрестках около метро «улица 1905 года», рядом с Московским зоопарком, на пересечении ул. Вавилова с Третьим транспортным кольцом, ул. Петровки и Рахмановского переулка — несмотря на пробку водители продолжают лезть во все щели, блокируя поперечный поток. А дежурящие рядом инспекторы ДПС подобную ситуацию, как правило, игнорируют.

Не часто увидишь и полицейского, штрафующего водителей за проезд на красный свет. Хотя формально, если верить цифрам, таких нарушений фиксируется довольно много.

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Позиция ГИБДД по этому поводу неоднозначна. Инспекторы, конечно, обязаны такие нарушения пресекать. Согласно пункту 49 регламента МВД по исполнению госфункции по контролю и надзору за движением, сотрудник ГИБДД, при выявлении «затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению», должен принять меры «к устранению помех в дорожном движении». Если это невозможно, то он должен передать «информацию в дежурную часть и предупредить участников движения с использованием при необходимости средств ограждения, специальной световой сигнализации, до их устранения».

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Но никаких специальных нарядов, которые вышли бы на перекрестки после введения новых штрафов, в ГИБДД формировать не планируют. Заместитель начальника УГИБДД Москвы Владимир Томчак в начале января 2012 года, правда, заявил, что в последнее время инспекторов стали активнее использовать «для предупреждения заторовых ситуаций». Но он имел ввиду лишь то, что полицейские стали больше концентрироваться на ускоренном оформлении ДТП: если такая процедура занимает больше часа, то по этому факту в ГИБДД проводится служебная проверка.

Проблема и в том, что в ходе реформы МВД штат сотрудников Госавтоинспекции сократился на 22 процента.

То есть работать на перекрестках, фактически, теперь некому. Наконец, в неофициальных беседах инспекторы ДПС признаются, что, если на забитом перекрестке начать останавливать транспорт за мелкие нарушения (вроде той же стоп-линии), то движение только ухудшится. Несколько лет назад это было прекрасно видно во время многочисленных протестных автопробегов по Москве: тогда полицейские пытались «разбить» колонну машин на несколько групп, создавая тем самым дикие пробки в центре города. Теперь от подобной практики полиция отказалась.

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Еще одна точка зрения на этот счет есть у члена Совета Федерации РФ, бывшего начальника ГАИ России Владимира Федорова. «С вступлением в силу поправок в КоаП должен был поменяться и стиль работы в отдельных точках и городах, — заявил он. — Во Франции, к примеру, полицейские на перекрестках работают группами по 5-7 человек. Один фиксирует нарушение, другие — отводят задержанный транспорт в сторону, не создавая помех для движения, третьи — занимаются юридическим оформлением правонарушения. Никаких неудобств для других водителей не создается, а нарушители приучаются к порядку. Понятно, что после сокращения штата в ГИБДД это сделать сложно, но если закон не начать применять с первого дня, то его смысл теряется».

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Однако в ГИБДД, похоже, рассчитывают на то, что скоро необходимость в инспекторе на перекрестке полностью отпадет. Уже существуют программно-аппаратные комплексы (например, «Одиссей», «Автоураган»), способные в автоматическом режиме контролировать выезд на красный сигнал светофора — такие камеры работают в Перми, Тюмени, Казани, Йошкар-Оле, Ростове-на-Дону. Алгоритм работы устройств довольно прост: камера, направленная поперек дороги, подсоединяется к светофору и начинает работать в тот момент, когда зажигается красный сигнал. Все проезжающие в этот момент мимо радара автоматически считаются нарушителями: их номера считываются и отсылаются на сервер обработки, после чего постановления рассылаются автовладельцам по почте. В принципе, если поставить камеру напротив стоп-линии, то можно будет фиксировать и это «свежее» нарушение.

Разработчики оборудования обещают, что в перспективе появится программное обеспечение, которое умеет контролировать и выезд водителей на перекресток, причем как регулируемый, так и на нерегулируемый.

Впрочем, пока не известно, когда подобные камеры начнут массово применять в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, страдающих от пробок. Поэтому рассчитывать на то, что забитые перекрестки в Москве в ближайшее время разгрузятся благодаря умной электронике, похоже, не стоит. Тем более, что в столице, к примеру, со дня на день начнется ремонт сразу нескольких вылетных магистралей, что обеспечит город новыми заторами на ближайшие пару лет.

Почему водителей не напугали «антипробочные» штрафы

Надеются сотрудники ГИБДД и на то, что повышение штрафов подействует на водителей и без участия инспекторов или камер — путем устрашения и пропаганды. В ведомстве любят приводить в пример 2007 года, когда ужесточили наказание за непристегнутый ремень безопасности, в связи с чем была организована серьезная пропагандисткая кампания. «Штрафовать и выявлять больше не стали, а пристегиваться стали чаще — это все видят», — говорят в Госавтоинспекции. Подействует ли на водителей подобный «пиар» сейчас — прогнозировать никто не берется.

|

С 1 июля 2012 года вступит в силу следующая часть Федерального закона №69, предполагающая очередное увеличение штрафов за нарушение ПДД. Смысл этих поправок – дальнейшая борьба с нарушениями, провоцирующими пробки. Однако новые санкции получились настолько жесткими, что депутаты Госдумы дали водителям лишних полгода на то, чтобы подготовится хотя бы морально.

Кроме того, впервые в истории КоАП штрафы будут разделены на санкции для Москвы и Санкт-Петербурга и других городов. Штраф за выезд на полосу, выделенную для общественного транспорта, в «двух столицах» составит три тысячи рублей (вместо нынешних 300 рублей), в остальных городах – 1,5 тысячи рублей. Стоянка автомобиля во втором ряду, на трамвайных путях и в 15 метрах от автобусной остановки обойдется москвичам и питерцам в те же три тысячи рублей. Кроме того, летом ГИБДД получит право снимать номера за езду на автомобиле со сверхнормативной тонировкой стекол (светопропускание не должно быть меньше 70 процентов на передним и боковых передних стеклах), но будет давать сутки на езду без номеров и снятие пленки. Эвакуация автомобилей вновь станет платной.

|

|

Выдержки из главы 13 Правил дорожного движения:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одно временно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрестки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения. В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 «Круговое движение» в сочетании со знаком 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено», водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

|

Scriptio: Иван Буранов, корреспондент газеты «КоммерсантЪ».

Автомобильные новости