quto.ru
Опубликовано 11 мая 2023, 23:00
4 мин.

Полноприводная иллюзия: внедорожники с AWD не так хороши, как кажутся

4x4 выглядит привлекательным, но для многих водителей это блажь
На самом деле он вам не нужен: минусы полного привода. Полный привод хорошо демонстрирует себя на бездорожье. Это актуально для тех, кто живёт в регионах с отвратительными просёлочными дорогами, ездит на охоту и рыбалку, любит забираться в чащу леса, преодолевать броды, грязь и чащу. Но на самом деле большинство автомобилистов почти никогда не оказываются в подобных условиях. И выбор AWD выглядит странным для использования автомобиля в мегаполисе и на федеральных трассах. Особенно странно полный привод выглядит в современных кроссоверах, которые в силу своей внешности едва могут съехать на обочину. В этом случае 4х4 — лишь способ повысить стоимость автомобиля и подарить владельцу иллюзию уверенности.
Land Rover

Как работает полный привод

Полный привод — это система, в которой используется механический дифференциал для передачи мощности на все четыре колеса. Современные автомобили часто оснащаются подключаемым полным приводом, которые работает немного по-другому. В этом случае у автомобиля только одна ведущая ось, а при подключении полного привода система передаёт мощность с двух на четыре колеса. Большинство автомобилей 4х4 оснащаются раздаточной коробкой, которая позволяет выбирать тип привода и включать полный только при необходимости.

Наличие нескольких диапазонов передач помогают автомобилю определить необходимую скорость и крутящий момент. Существует три диапазона — пониженная, обычная и повышенная типы передач. Повышенная обычно доступна на специфическом коммерческом транспорте вроде тягачей. Чаще используется комбинация обычной и пониженной передач. Их суть заключается в том, чтобы сместить баланс мощности двигателя и скорости вращения колёс в сторону только мощности или в сторону только вращения колёс. В первом случае нужна пониженная передача, чтобы автомобиль замедлился, но эффективнее ехал вперёд, преодолевая бездорожье. Во втором случае необходима повышенная передача, чтобы колёса вращались быстрее, но мотор прилагал меньше усилий и, например, тянул за собой тяжёлый груз.

Многие полноприводные автомобили оснащены блокируемым дифференциалом — задним или передним. Суть дифференциала заключается в распределении усилий между колёсами. Чем легче колесу крутиться, тем больше усилий от дифференциала. Блокировка «усмиряет» дифференциал и заставляет колёса вращаться с нужной скоростью и создаёт дополнительную тягу в условиях низкого сцепления. Например, если одно колесо застряло в грязи, а второе вывешено в воздухе. Это позволяет больше мощности отдать тому колесу, которому необходимо преодолеть препятствие и выкарабкаться из грязи.

Преимущества полного привода заметны на автомобилях, которые часто сталкиваются с песком, снегом, крутыми склонами с низким сцеплением и другими внедорожными препятствиями.

Полноприводная иллюзия: внедорожники с AWD не так хороши, как кажутся

© Hyundai

Увеличенный расход топлива

Оснащение внедорожника полным приводом означает добавление дополнительного веса, который влияет на экономию топлива. Повышенный расход топлива — существенный недостаток для многих водителей. И чаще это важнее, чем наличие полного привода, который почти никогда не нужен в условиях мегаполиса.

Toyota 4Runner весит без малого 2 тонны. Версия того же внедорожника, оснащённого полным приводом, тяжелее на 125 кг. В некоторых моделях разница в топливной эффективности между моно- и полноприводной установкой незначительна, несмотря на разницу в весе. Однако всё может быстро измениться, как только водитель использует полный привод.

Переключение на AWD влияет на расход топлива. Это отнимает у автомобиля мощность, чтобы позволить всем четырём колёсам работать в равной силе. В итоге увеличенный вес и необходимая дополнительная тяга в совокупности добавляют литры топлива и заставляют водителя чаще заезжать на заправку.

Полноприводная иллюзия: внедорожники с AWD не так хороши, как кажутся

© Toyota

Большинство систем 4×4 необходимо активировать вручную

Традиционная система полного привода требует от водителя ручного переключения между режимами движения. Некоторые модели оснащены механическими рычагами с более сложными протоколами включения. Это может быть не проблемой для любителей бездорожья, но обычному водителю, который лишь изредка попадает в оффроуд, это может показаться раздражающим.

Сейчас на рынке достаточно предложений с постоянным полным приводом на все колёса. Такие модели автоматически передают мощность на все четыре колеса, обеспечивая полное сцепление с дорогой. Они не требуют дополнительных усилий, чтобы воспользоваться 4ч4 — ни активации кнопкой, ни использования рычага.

AWD не всегда эффективен на асфальте

Традиционный полный привод не подходит для использования на асфальте, особенно при заблокированном дифференциале. Если автомобиль оснащён подключаемым, а не полным приводом, то большинство водителей всегда ездят с включённой кнопкой AWD. В этом случае передние и задние колёса вращаются с одинаковой скоростью. Это идеально подходит для движения по бездорожью, но может вызвать проблемы на обычном дорожном покрытии.

При прохождении поворотов, передние и задние колёса автомобиля вращаются с разной скоростью. В этом случае передние колёса будут стремиться двигаться быстрее, чем они физически могут. На асфальте это грозит повышенным износом шин. Поэтому в автомобилях с подключаемым полным приводом, не стоит постоянно с ним ездить по городу, и использовать его в случае необходимости. Но типичный городской житель редко оказывается в ситуациях, когда ему не выбраться из ямы или снега без использования полного привода.

Внедорожники с полным приводом нужны тем, кто добирается через поле к своему участку, на котором строит свой дом, а по выходным забирается в чащу леса, чтобы собрать там грибы, или в труднодоступное место, где собирается пожарить шашлыки или выловить рыбу. Также полный привод поможет увереннее себя чувствовать в регионах с обильными снегопадами, где на дороги не выезжает уборочная техника, количество снега не уменьшается при высоком потоке машин, а солевые растворы не выливаются тоннами на улицы города.

Однако большинству водителей, вероятно, не нужна система 4×4. Обычные автомобили с высоким дорожным просветом и качественными шинами неплохо справляются даже в регионах с обильными осадками.

Автомобильные новости