Приставы взялись за автогражданку
Судебные приставы нашли компромисс со страховщиками по поводу ареста полисов ОСАГО и КАСКО у должников. Об этом сегодня, 21 сентября, сообщили "РГ" в управлении Федеральной службы судебных приставов по Московской области.
Плохая новость в том, что полисы забирать - будут. Хорошая - их заберут вместе с машинами... А это действительно хорошо, если не для должника, то для всех нас. Можно не волноваться, что на дороге окажется человек с недействующей бумажкой, и в случае аварии никто ничего не заплатит его жертвам. Спасибо же за такое "Соломоново решение" надо сказать, судя по всему, не приставам, а страховщикам. Именно они бились до последней капли крови (наверное, чернильной крови, коль речь идет о юридических процедурах), чтобы полисы автострахования не стали легкой добычей приставов.
Напомним, скандал разгорелся не так давно, когда подмосковное управление службы судебных приставов озвучило новую нестандартную инициативу: арестовывать у должников полисы автострахования. Новость сразу же вызвала большой резонанс и протесты, как должников, так и страховщиков. У общества появились резонные вопросы, а как быть, например, с пострадавшими при авариях, если вдруг выяснится, что полис был арестован? Ведь водитель-должник может и не узнать, что его бумага уже не действует. Да и на постах ГАИ, по словам автостраховщиков, нет полной базы данных по страховым полисам, так что выяснить, какой из них арестован, какой нет не удастся.
По сравнению с возможными последствиями, проблемы невыездных (когда людей, скажем, тормозили на границе по ошибке) просто цветочки. Неудивительно, что идея никому, кроме приставов, не понравилась. Тем не менее, как выяснилось при детальном прочтении закона, приставы не так уж и не правы. Де юре - им позволяется арестовывать имущественные права человека. А в случае с полисом возникают как раз такие имущественные права. Вопрос, как их перевести в звонкую монету?
Как пояснили "РГ" в одной из страховой компаний, правила обязательного страхования автогражданской ответственности содержать определенный перечень оснований, по которым можно прекратить договор страхования. Например, если человек продал машину. Естественно, полис ему закроют, а деньги вернут. Не все, но некоторый остаток. Скажем, если он разрывает договор через полгода, то и получит примерно половину тех средств, что заплатит за полис.
По рассказам страховщиков, на практике в 95 процентах случаев договоры ОСАГО рассторгаются именно по причине продажи авто. Также страховка перестает действовать после смерти гражданина.
А раз деньги могут человеку вернуть, значит, чисто юридически, могут их и забрать - в счет какого-нибудь долга. Именно так и рассуждают судебные приставы. "В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, если договор страхования прекращен досрочно или существование страхового риска прекратилось по иным обстоятельствам, человек имеет право на остаток страховой премии, - пояснили "РГ" в службе судебных приставов. - Оставшиеся денежные средства за не истекший период действия договора ОСАГО страховщик обязан вернуть страхователю. В данном случае страховая компания фактически является дебитором, а в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе обращать взыскание на дебиторскую задолженность".
А чтобы расставить точки над И, приставы и страховщики собрались за круглым столом. Как рассказывают представители страховых компаний, изначально судебные приставы предлагали широкий перечень оснований, когда можно забрать в счет долга страховые премии. Однако страховое сообщество, как утверждают страховщики, заняло жесткую позицию: для приставов такое возможно только в исключительных случаях, когда транспортное средство должника продается с торгов. В итоге стороны пришли к согласию, и даже договорились разработать проект постановления о наложении ареста на имущественное право должника. Нормативный документ, как надеются и приставы, и страховщики, поможет им наладить более эффективное взаимодействия в этом тонком вопросе.
Механизм, по которому собираются действовать приставы, объяснил заместитель главного судебного пристава Московской области Александр Юдин. "В соответствии с действующим законодательством судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие имущества и имущественных прав должника, которые подтверждены полисами страхования, - рассказывает, ссылаясь на него, пресс-служба подмосковного управления судебных приставов. - Затем, в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", накладывается арест на автотранспортное средство с установлением режима хранения без права пользования для последующей передачи арестованного автомобиля на реализацию через специализированную организацию. После фактической реализации автомобиля судебным приставом-исполнителем выносятся: постановление о снятии его с регистрации в ГИБДД в связи с переменой собственника и постановление о наложении ареста на имущественное право должника, где содержатся требования о досрочном прекращении действия договора ОСАГО, расчете неиспользованной страховой премии и перечислении денежных средств на депозитный счет структурного подразделения УФССП России по Московской области. Таким образом, обращать взыскание планируется не на прибыль компании и не на денежные средства компании-страховщика, а на те денежные средства, которые компания-страховщик обязана вернуть страхователю".
Как рассказывают сами страховщики, сейчас заведено более миллиона шестисот тысяч исполнительних производств в отношении граждан-должников. Средняя сумма долга по этим физическим лицам составляла 236 тысяч 500 рублей. Между тем, по расчетам страховщиков, в случае ареста оставшейся страховой премии по полису ОСАГО, приставы смогут взыскать около 2,5 тысяч рублей - тоже в среднем. Все зависит от того, на какую сумму был договор, а она зависит от мощности машины, а также от оставшегося срока действия договора. Если же у должника был полис КАСКО, то сумма, естественно, будет намного больше.
Scriptio: Куликов Владислав.