Пятый – не лишний: история запасного колеса

Пожалуй, замена пробитого колеса — это то немногое, что современный автомобилист привык делать сам, а не делегировать официальному дилеру или мастеру. И пусть в багажнике всё чаще попадается «докатка» или ремкомплект, «запаска» всё ещё актуальна. А сегодня мы вспомним, как всё начиналось.

С «запаской» на бортах

У самых первых автомобилей, созданных в конце XIX века, запасное колесо отсутствовало по простой причине — цельнолитые резиновые или деревянные колёса было невозможно проколоть. Когда для повышения уровня комфорта автомобили начали оснащать «пневматиками» (полыми шинами, заполненными воздухом для упругости), водители тут же столкнулись с проблемой множественных проколов — колёса «ловили» гвозди и острые обломки, которыми были щедро усеяны дороги 100–120 лет назад.

Конструкторы быстро смекнули, что необходимо брать с собой «на всякий случай» дополнительное колесо. Точнее, не всё колесо в сборе, а лишь покрышку с камерой или две покрышки, связанные вместе, поскольку ступица колеса была выполнена несъёмной, то есть демонтировать можно было лишь шину с ободом.

«Запаску» размещали на боковинах кузова — как правило, со стороны водителя — по правому борту. Ведь на машинах начала XX века руль находился именно справа от продольной оси автомобиля.

В случае прокола водитель должен был уметь самостоятельно поменять покрышку, и делать это приходилось часто. Острые предметы встречались на дорогах в больших количествах, а гладкие шины со слабо развитым протектором не спасала даже малая ширина беговой дорожки.

Кое-как с этими задачами автовладельцы (а чаще — наемные шоферы) справлялись, но инженеры всё же старались облегчить жизнь водителю, и со временем на автомобилях стали использоваться запасные колёса в сборе. Имея такую запаску, достаточно было снять колесо со ступицы, не занимаясь утомительной процедурой по заклеиванию прокола и бортированию шины на месте.

Читать далее на kolesa.ru