quto.ru
Опубликовано 11 октября 2012, 07:33

Россияне не доверяют страховым компаниям

Если взглянуть на новую статистику отказов по выплатам ОСАГО и КАСКО, которая была опубликована на прошлой неделе Федеральной cлужбой по финансовым рынкам, станет ясно, что причины для недоверия страховщикам у россиян действительно есть.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)*, каждый третий россиянин не видит смысла в приобретении страхового полиса, в том числе и автостраховки. Причем, сторонятся страхования не пенсионеры и студенты, а самые экономически активные люди — сомнений больше среди респондентов средней возрастной группы (от 35 до 44 лет), а также среди жителей двух столиц.

Очевидно, что именно у этой группы населения — самый большой опыт общения со страховщиками. И именно поэтому приобретать полис еще раз никто не торопится. Среди распространенных барьеров страхования — недоверие к страховщикам (17%), невыгодность страховки — стоимость полиса не оправдывает возможные риски (16%), бессмысленность страхования (33%).

Эти же причины побуждают российских граждан часто менять страховые компании. Если взглянуть на новую статистику отказов по выплатам ОСАГО и КАСКО, которая была опубликована на прошлой неделе Федеральной cлужбой по финансовым рынкам, станет ясно, что причины для недоверия страховщикам у россиян действительно есть. По данным ФСФР, за первое полугодие этого года доля отказов по КАСКО от числа заявленных убытков в различных страховых компаниях с количеством заявленных убытков более 20 000, и имеет диапазон от 2% до 14% у разных страховщиков. По ОСАГО доля отказов по отношению к числу заявленных убытков имеет более узкий диапазон. У страховых компаний с количеством заявленных убытков более 10 000 он составляет от 0% до 9%. Хотя здравый смысл и опыт работы зарубежных страховщиков подсказывает, что процент отказов должен быть равен нулю или проценту страховых случаев, в которых доказан факт мошенничества.

Однако отрицательное отношение россиян к страхованию вызвано не только отказами в выплатах. «На мой взгляд, есть три основных причины недоверия, — объяснил сложившуюся ситуацию генеральный директор СК «ЭКИП» Дмитрий Бирюков, — во-первых, отсутствие страховой культуры в нашем обществе. По сравнению с Западом, где страхование рассматривается как элемент управления своими рисками, в нашей стране страхование часто бывает неприятной обузой для населения. Во-вторых, низкая прозрачность деятельности страховых компаний. Правила страховых бывают слишком громоздкими, со множеством подпунктов, нарушение которых часто и приводит к отказу в выплате страхового возмещения. Ну, а в-третьих, частые банкротства компаний: достаточно большое количество страховщиков уходит с рынка, не выполнив свои обязательства».

Для того, чтобы россияне перестали с недоверием относиться к страхованию, сами страховщики должны внимательно отнестись к тем барьерам, которые указаны в исследовании НАФИ. Сегодня страховой рынок бурно развивается и поэтому чрезвычайно привлекателен для инвестиций. И если страховым компаниям действительно удастся убедить граждан, что страхование полезно, их прибыль существенно увеличится. Однако необходимо и вмешательство государства в деятельность страховщиков: необходимо пресекать деятельность компаний-однодневок, а также контролировать крупных страховщиков, у которых слишком высок процент отказов по выплатам.

Scriptio: Владимир Дмитриев.

*Инициативный всероссийский опрос НАФИ в 2012 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Автомобильные новости