quto.ru
Опубликовано 12 января 2009, 14:38

Skoda Octavia: обновление

Старейший автопроизводитель, наследие марки, ключевые ценности бренда… Все это - из нового лексикона шкодовских маркетологов. Перейдя в девяностые годы прошлого века под контроль концерна Volkswagen, они поначалу словно стеснялись своего прошлого и при каждом удобном случае давали понять, что выпускают "почти немецкие" машины. А нынче принялись усердно "коммуницировать" свою историю. Во-первых, открыли в Млада-Болеславе музей Шкоды, а во-вторых - стали иначе преподносить новые модели. Например, Skoda Octavia второго поколения, которая четыре года назад выходила на рынок как автомобиль "не хуже Гольфа", после рестайлинга обрела статус "хранителя традиций" - чуть ли не прямого потомка Октавий 60-х годов прошлого века.
И у седана, и у хэтчбека изменились задние фонари — полоска в центре стала не красной, а «хрустальной». Но заметить это можно, разве что поставив обновленную Октавию рядом со «старой». Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта au

Старейший автопроизводитель, наследие марки, ключевые ценности бренда… Все это - из нового лексикона шкодовских маркетологов. Перейдя в девяностые годы прошлого века под контроль концерна Volkswagen, они поначалу словно стеснялись своего прошлого и при каждом удобном случае давали понять, что выпускают "почти немецкие" машины. А нынче принялись усердно "коммуницировать" свою историю. Во-первых, открыли в Млада-Болеславе музей Шкоды, а во-вторых - стали иначе преподносить новые модели. Например, Skoda Octavia второго поколения, которая четыре года назад выходила на рынок как автомобиль "не хуже Гольфа", после рестайлинга обрела статус "хранителя традиций" - чуть ли не прямого потомка Октавий 60-х годов прошлого века.

Что же потребовалось для перехода из "почти немецкой" машины в "исконно чешскую"? Совсем немного. Снаружи изменились только бамперы, крылья и светотехника. И заметно это лишь в анфас - благодаря фарам "неевклидовой" формы с хрустальным логотипом Octavia. А со всех остальных ракурсов машина как была, так и осталась воплощением "симметричного спокойствия". Как шутят автомобильные дизайнеры, шар в кубик не перекрасишь. И наоборот.

Начинка тоже без революций. Вместе со всем концерном Volkswagen автомобили Skoda лишились бензиновых "атмосферников" с непосредственным впрыском: моторы 1.6 FSI (116 л.с.) и 2.0 FSI (150 л.с.) заменили на турбомоторы 1.4 TSI (122 л.с.) и 1.8 TSI (160 л.с.). Для машин с новыми двигателями не предусмотрено традиционных "автоматов" - их место заняли роботизированные коробки DSG с двумя сцеплениями. На мощные машины (140 л.с. и более) ставят проверенные временем шестиступенчатые "роботы", а на остальные - семиступенчатые, недавно разработанные совместно с компанией Luk.

И у седана, и у хэтчбека изменились задние фонари — полоска в центре стала не красной, а «хрустальной». Но заметить это можно, разве что поставив обновленную Октавию рядом со «старой». Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта au

И у седана, и у хэтчбека изменились задние фонари — полоска в центре стала не красной, а «хрустальной». Но заметить это можно, разве что поставив обновленную Октавию рядом со «старой». Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта au

Естественно, больше всего мне хотелось попробовать машину с турбомотором 1.4 и семиступенчатой коробкой DSG. Взял ключи, завел, но выехать с парковки не смог - "зависла" новейшая мультимедийная система Columbus c навигацией и 30-гигабайтным жестким диском. Не беда: пересел на универсал со 140-сильным дизелем.

Skoda Octavia, в отличие от кроссовера Volkswagen Tiguan, получившего новый мотор с аккумуляторным впрыском (common rail), как и прежде, довольствуется дизелем с насос-форсунками. Достоинства и недостатки этого двигателя давно известны: с одной стороны - паровозная тяга и "крутильный", почти бензиновый характер, с другой - ощутимая турбояма на низких (до полутора тысяч) оборотах. К счастью, благодаря шестиступенчатой DSG провала в эту турбояму почти не замечаешь. Разве что в момент старта машина немного "задумывается", но затем идет за педалью акселератора, как электромобиль.

Подвеску инженеры не тронули. Как и прежде, Octavia по-фольксвагеновски точно прописывает повороты, радует "деликатной" настройкой системы стабилизации, неплохой плавностью хода и отменной шумоизоляцией.

Панель приборов с белой подсветкой, авангардный руль от Суперба и новый «всефольксвагеновский» блок управления климатом — интерьер Октавии стал выглядеть дороже. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

Панель приборов с белой подсветкой, авангардный руль от Суперба и новый «всефольксвагеновский» блок управления климатом — интерьер Октавии стал выглядеть дороже. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

Шкодовский салон по-прежнему удивляет невиданным для автомобилей гольф-класса простором и образцовой эргономикой. Но ни новые приборы с белой подсветкой, ни вычурный руль от модели Superb с "накладной" ступицей индивидуальности ему не придали. Интерьер уютный, качественный и безликий.

Сдавая ключи от дизельного универсала, я вновь попросил выдать мне Октавию 1.4 TSI, но все бензиновые машины уже разобрали коллеги, и мне вновь досталась 140-сильная Октавия 2.0 TDI. На этот раз - хэтчбек с шестиступенчатой "механикой".

Дизель с "ручкой" отлично подходит для немецких автобанов, где можно включить шестую - и надолго забыть о существовании коробки. Но кататься по городу или горным дорожкам - удовольствие сомнительное. Чтобы тронуться и не заглохнуть, ты вынужден нянчиться с педалями газа и сцепления, а в движении, дабы не выпасть из узкого рабочего диапазона дизеля, приходится постоянно переключаться. Благо механизм переключения работает с образцовой четкостью.

Ура! В конце концов и мне досталась машина со 122-сильным двигателем 1.4 TSI и семиступенчатой коробкой передач DSG. Несмотря на малый рабочий объем, этот мотор преспокойно таскает даже огромный "седанохэтчбек" Skoda Superb, а уж Octavia для него - что пушинка. Разгон до сотни - менее чем за десять секунд, максимальная скорость - за 200 км/ч, расход топлива - около шести литров на сотню… Показатели не хуже, чем у машины с двухлитровым дизелем! При том, что бензиновый мотор уступает дизелю 18 л.с., а его крутящий момент и вовсе в полтора раза меньше!

Skoda Octavia. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

Skoda Octavia. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

Я искал подвох: должен же малообъемный "вундеркинд" хоть в чем-то проигрывать двухлитровому дизелю! Может, он менее эластичен? Ничего подобного! Если перевести коробку в "ручной" режим и нажать на газ, то, где бы ни находилась стрелка тахометра, Octavia 1.4 TSI будет уверенно разгоняться - турбоямы, характерной для дизеля, здесь почти нет, и на "верхах" бензиновый мотор намного живее.

Не меньший восторг вызвала и семиступенчатая коробка передач DSG. В отличие от "старой" шестиступенчатой, где первичные валы коробки соединяются с двигателем через "мокрые" фрикционы, здесь стоят два "сухих" сцепления. Пусть по ощущениям чуть позднее начинается разгон в режиме кик-дауна, пусть чуть заметнее рывки при переключениях, зато какое взаимопонимание с машиной! Жаль, что пока эта коробка не готова работать с более мощными моторами.

А я, будучи ярым поклонником дизелей, почувствовал себя изменником. По крайней мере в случае с Октавией я предпочел бы машину с "четверкой" 1.4 TSI. Не потому, что дизель плох, - просто бензиновый мотор вышел на редкость удачным.

В салонах российских дилеров обновленные Октавии появятся в декабре, поначалу - только переднеприводные. Гамма двигателей для России - два "атмосферника" с распределенным впрыском - 1.4 MPI (80 л.с.) и 1.6 MPI (102 л.с.) - и два наддувных мотора с непосредственным впрыском - 1.4 TSI (122 л.с.) и 1.8 TSI (160 л.с.). Машины с турбомоторами будут доступны как с шестиступенчатой "механикой", так и с семиступенчатой коробкой DSG.

Чуть позднее, в феврале, начнутся поставки полноприводных Октавий с двигателем 1.8 TSI и муфтой Haldex четвертого поколения - той, что дебютировала на автомобилях Saab 9-3 XWD. А летом появятся рестайлинговые "спецверсии" - Octavia Scout и Octavia RS. А вот дизельных Октавий в России пока не будет, причем на этот раз на качество нашего дизтоплива уже не пеняют: из-за низкого спроса продавать такие машины оказалось невыгодно. Вернутся они, скорее всего, лишь в 2010 году - после запуска главного конвейера на заводе в Калуге. А пока завод не достроен, из машинокомплектов, как и прежде, будут собирать самые популярные версии Октавий - переднеприводные 1.6 MPI, 1.4 TSI и 1.8 TSI.

Теперь у Октавии есть отдельные лампы «дневного света» — они находятся в одном корпусе с противотуманными фарами и, если поставить соответствующую «галочку» в меню бортового компьютера, автоматически включаются при пуске двигателя. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

Теперь у Октавии есть отдельные лампы «дневного света» — они находятся в одном корпусе с противотуманными фарами и, если поставить соответствующую «галочку» в меню бортового компьютера, автоматически включаются при пуске двигателя. Фото Дмитрия Ларченко и Skoda с сайта autoreview.ru.

После рейстайлинга Skoda Octavia немного подешевела. Несмотря на то что поставки "голых" машин в комплектации Classic прекратились, и базовой для российского рынка стала версия Ambiente с передними электрическими стеклоподъемниками и автоматическим кондиционером, цены начинаются с той же отметки - 499 тысяч рублей за хэтчбек с 80-сильным двигателем 1.4. Самая популярная в России Octavia 1.6 MPI будет стоить от 585 тысяч рублей. Доплата за "автомат" - 35 тысяч. Машину с турбомотором 1.4 FSI можно будет купить за 625 тысяч рублей, а со 160-сильным 1.8 TSI - за 685 тысяч. Доплата за роботизированную коробку DSG - 50 тысяч рублей. А универсал Octavia Combi обойдется на 40 тысяч дороже хэтчбека в аналогичной комплектации.

Для автомобиля "не хуже Гольфа" это, пожалуй, дорого - "настоящий" Golf стоит меньше. А вот для "хранителя традиций", коим Octavia выступила после рейсталинга, - в самый раз.

Кстати, о традициях: среди послевоенных Шкод, кроме известного у нас Фаворита, строго говоря, не было ни одной по-настоящему современной машины - та же Skoda Octavia, выпускавшаяся до 1971 года, с технической точки зрения отставала не только от западных одноклассников, но даже от Москвича-408. Но память, как известно, улучшает историю. Вспоминаем же мы старые Запорожцы с доброй улыбкой, хотя вряд ли в 60-е годы можно было найти более капризные автомобили. Вот и чехи уже гордо рассказывают, что у первых Октавий была уникальная независимая подвеска с качающимися полуосями...

На презентацию обновленной Октавии чехи привезли несколько машин 60-х и 70-х годов - их одолжили у членов шкодовского фан-клуба - и даже позволили журналистам сесть за руль.

"Настоящая" Skoda Octavia появилась в 1959 году и стала восьмой ("окта" по-гречески "восемь") моделью послевоенного времени. По сути, это был рестайлинг Шкоды 440, выпускавшейся с 1955 года. Для Октавии предлагались два кузова (двудверный седан и трехдверный универсал) и три двигателя: 1.1 (40 л.с.), 1.2 (50 л.с.) и 1.2, форсированный до 55 лошадиных сил, - он ставился на модель Octavia 1200 Touring Sport. Была у Октавии и модификация с открытым верхом, но она продавалась под именем Felicia.

Самое интересное в конструкции этих автомобилей - хребтовая рама и задняя подвеска с качающимися полуосями. Благодаря ей в нашей стране чешские легковушки того времени - а это не только Octavia и Felicia, но и куда более известная Tatra 603 - прозвали косолапыми.

Scriptio: Дмитрий Ларченко.

Автомобильные новости