Сжигая мосты

Nissan Patrol. Фото Константина Сорокина и компании Nissan с сайта autoreview.ru

Рядные двигатели загнуты буквой «V». Он больше не будет возить миротворцев ООН, работать в экспедиционном обеспечении и служить примером внедорожной классики. Мосты сожжены. Легендарный Nissan Patrol полностью сменил имидж и, освоив компьютерную грамоту, отправился покорять сердца покупателей в luxury-сегменте. Тест-драйв проходил в султанате Омане — одной из стран, в которой новому Патрулю пророчат большое будущее, — и был похож на неспешную прогулку в курортной зоне.

Только не надо показывать пальцем на фирменную «викторию» на облицовке радиатора: о преемственности образа не может быть и речи! Дизайнеры стерли на компьютере силуэт Патруля прошлого поколения — и под диктовку маркетологов сваяли новый. А «мишень», в которую нацелен проект Patrol-2010, известна — Toyota Land Cruiser 200. Под нее выбирался калибр будущего автомобиля, мощность заряда и боевые характеристики. Чтобы наверняка. Осколочным и фугасным. Пока конкурент не успел ответить обновленной модификацией.

Премия «За агрессивный дизайн» новому Патрулю не светит, но машина получилась приметной: ощущение свежести не притупляет даже внешнее сходство с соплатформенными внедорожниками Infiniti. По сравнению с предшественником Patrol заметно вырос, вместо неразрезных мостов получил независимую пружинную подвеску, унаследовав от предыдущего Патруля лишь рамную конструкцию кузова. Сама рама, правда, изменилась, а ее отдельные элементы (в частности, силовой каркас в проеме задней двери) теперь замкнуты на несущую конструкцию кузова. Это для того, чтобы создать зоны пластической деформации (важные с точки зрения пассивной безопасности) и снизить уровень вибраций.

Когда под колесами сухое и «цепкое» покрытие, системам активной безопасности можно доверять на все сто. А вот на гравии или глине поведение автомобиля в такой ситуации может оказаться иным

Интерьер шикарен. Под стать ему и оснащение. В верхней части центральной консоли расположен мультимедийный центр, включающий в себя DVD-проигрыватель, «всеформатный» музыкальный центр, навигацию и видеокомплекс кругового обзора. По запросу на экран можно выводить показания системы контроля за давлением в шинах и данные маршрутного компьютера. Между передними сиденьями установлен бокс-холодильник, вмещающий шесть пластиковых бутылок с водой

Интерьер изменился до неузнаваемости. Салон стал просторнее во всех измерениях, дешевый пластик ушел в прошлое, а словечко «утилитарный» по отношению к Патрулю 2010 модельного года произносить и вовсе неприлично. Под ногами — светлый ворс, сиденья обшиты мягкой кожей, органы управления обрамляют алюминиевые и деревянные вставки, а в подголовниках передних кресел мерцают жидкокристаллические мониторы.

Пошлая роскошь? Отнюдь. Практичных и эргономически удачных решений по-прежнему хватает. Например, щеки центральной консоли со стороны водителя и переднего пассажира сделаны мягкими и при кренах кузова колено уже не бьется о пластик. Крышка установленного между передними сиденьями бокса-холодильника откидывается как вперед, так и назад, позволяя заглядывать в «оазис холода» с двух рядов сидений. Ручки на стойках кузова и потолке сделаны прочными и «хваткими», дверные проемы огромны, а на заднем диване можно сидеть, положив ногу на ногу (прирост по длине — 100 мм). Складные сиденья третьего ряда вместе со спинками теперь хранятся под полом багажника (раньше «банкетки» фиксировались ремнями вдоль бортов, сужая багажное пространство), а в разложенном положении оставляют за собой около 40 см свободного пространства для груза.

Фирменная «фишка» салона — система вентиляции с «воздушной занавеской» — произвела двоякое впечатление. Работает она по принципу тепловой шторы, которая обычно устанавливается в тамбурах на входе в помещение, но здесь она вместо горячего воздуха гонит холодный. Воздуховоды «занавески» расположены на потолке салона и направлены так, чтобы ставить воздушный заслон вдоль всей плоскости бокового стекла, снижая нагрев салона в жаркую погоду. Идея любопытна, но мой организм ее не приветствует: экспериментируя с «занавеской», я так и не нашел положения дефлектора, при котором поток холодного воздуха не «облизывает» шею. А коли так, то лично я предпочел бы чуток перегреться, чем заработать простуду.

К поединку с твердым покрытием новый Patrol подготовлен неплохо. Восьмицилиндровый 400-сильный V-образный бензиновый мотор объемом 5,6 литра разгоняет машину до сотни менее чем за семь секунд, причем система Hydraulic Body Motion Control (HBMC), удерживающая кузов от поперечных колебаний, позволяет активно маневрировать на высокой скорости. Работает она при кренах, открывая и закрывая клапаны-замки стабилизаторов поперечной устойчивости, снижая раскачку. Замечу, что у Тойоты тоже есть подобная система, однако действует она иначе: при возникновении крена гидрозамки «распускают» стабилизатор поперечной устойчивости, увеличивая ход подвески и улучшая плавность хода, то есть «заточена» тойотовская система главным образом под езду по бездорожью.

В системе полного привода All Mode 4x4, которой оснащен новый Patrol, нет ничего революционного. По сути это типичный «part time», позволяющий отключать привод на колеса передней оси, ездить с жестко замкнутой трансмиссией или же в следящем режиме, когда полный привод включается автоматически, — за это отвечает муфта с электронным управлением. Программы адаптации шасси к различным покрытиям тоже придумали не японцы. Но зато здесь внедорожная электроника выглядит логичной и уместной. Джойстик управления трансмиссией, выполненный в виде шайбы с вращающимся ободком, расположен на тоннеле под правой рукой водителя. Поворачивая кольцо по часовой стрелке, выбираешь тип привода и включаешь демультипликатор, а нажимая кнопки на плоскости «шайбы», блокируешь задний межколесный дифференциал и выбираешь ездовые программы. У нового Патруля их четыре: «шоссе», «песок/грязь», «снег» и «камни». Отличия — в настройках электронной педали газа и чувствительности вспомогательных систем активной безопасности, помогающих водителю трогаться в горку и спускаться со склонов. Крутить «шайбу» и нажимать кнопочки можно вслепую, и, что особенно приятно, при манипуляциях с режимами не возникает двусмысленностей. Классный интерфейс! Дружелюбный и не замороченный (вспоминая свою недавнюю поездку на тест-драйв внедорожника Toyota Land Cruiser Prado — могу сказать, что конкурентам здесь есть к чему присмотреться).

Упрощенных комплектаций нового Патруля, в частности автомобилей с менее мощными двигателями и механическими коробками передач, в производственной программе нет и, скорее всего, не будет. Это оставляет слабую надежду на то, что востребованные автомобили прошлого поколения еще некоторое время останутся на конвейере — для рынков Африки и Южной Америки

Проехав по каменистому бездорожью более 200 км и взяв несколько горных перевалов, я ни разу не воспользовался понижающей передачей — тяги бензинового мотора хватает за глаза и в верхнем «регистре». А вот электронные «ассистенты», помогающие трогаться в гору и спускаться вниз, я погонял от души. Погонял — и лишний раз убедился, что теория внедорожной езды в век электроники перевернулась с ног на голову. Сегодня первый тот, чьи датчики точнее распознают характер качения колес, а цепи управления быстрее перебрасывают потоки крутящего или тормозного момента от колеса к колесу, — в сегменте «гражданского» офф-роуда давно уже идет война компьютерных технологий. Так вот, работа внедорожной электроники на новом Патруле производит очень хорошее впечатление — системы моментально ориентируются на различных покрытиях и почти не ошибаются.

Торговые представители фирмы Nissan на Ближнем Востоке, с которыми мне удалось пообщаться в Омане, пророчат Патрулю быстрый успех: машина, мол, самая современная, богато оснащена (в «топовой» версии Nissan Patrol будет стоить на арабском рынке $75500) и вдобавок почти вдвое мощнее «двухсотого» Ленд Крузера. Но вот блицкриг на нашем рынке маловероятен. Нюансы работы систем активной безопасности для потенциальных покупателей таких машин в России не важны. Не сильно их волнует и цена. Зато соображения престижа пока наклоняют чашу весов в сторону Ленд Крузера — в то время как Nissan шлифовал свои классические конструкции, Toyota здорово преуспела в luxury-сегменте. Кроме того, у главного конкурента богаче линейка моторов (значительная часть Ленд Крузеров на нашем рынке продается с дизельными двигателями), в то время как под капотом нового Патруля — один-единственный бензиновый мотор и о дизеле пока молчок. Молчат и о ценах. Известно лишь то, что первые автомобили Nissan Patrol поступят к российским дилерам в конце лета 2010 года.

|Паспортные данные||| |Автомобиль||Nissan Patrol| |Тип кузова ||универсал | |Число мест ||5+2 | |Размеры, мм |длина |5140 | |ширина |1955 | |высота |1938 | |колесная база |3075 | |колея спереди/сзади |1706/1704 | |Дорожный просвет ||274 | |Диаметр разворота, м ||12,1 | |Глубина преодолеваемого брода ||700 | |Угол въезда, град. ||35 | |Угол съезда, град. ||26 | |Угол рампы, град. ||24 | |Снаряженная масса, кг ||2745 | |Грузоподъемность, кг ||650 | |Двигатель ||бензиновый, с непосредственным впрыском топлива| |Расположение ||спереди, продольно | |Число и расположение цилиндров ||V8 | |Рабочий объем, см³ ||5552 | |Степень сжатия ||10,8:1 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||400/298/5800 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||560/4000 | |Коробка передач ||автоматическая, семиступенчатая | |Передаточные числа|I |4,89 | |II |3,17 | |III |2,03 | |IV |1,41 | |V |1,00 | |VI |0,86 | |VII |0,78 | |задний ход |4,04 | |главная передача |3,36 | |демультипликатор |2,68 | |Привод ||подключаемый полный, с возможностью жесткой блокировки заднего межколесного дифференциала | |Передняя подвеска ||независимая на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором | |Задняя подвеска ||независимая многорычажная, со стабилизатором| |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые | |Задние тормоза ||дисковые | |Максимальная скорость, км/ч ||210 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||6,6 | |Расход топлива, л/100 км|городской цикл |20,6 | |загородный цикл |11,0 | |смешанный цикл |14,5 | |Выбросы CO₂, г/км |смешанный цикл |343 | |Емкость топливного бака, л ||100 |

Scriptio: Константин Сорокин.