Опубликовано 04 октября 2010, 03:34

Удержаться в потоке

— Мы попытались придать автомобилю естественную, природную форму. Линии кузова подобно потоку воды в ручье должны плавно обтекать «камни» — передние и задние крылья автомобиля. Этот стиль мы называем Nagarе, в переводе с японского это означает «поток». — Коджи Табата, шеф-дизайнер проекта Mazda 5, говорит и поглаживает боковину нового компактвэна. Как это по-японски — подходить чуть ли не к любой «железке» через Сад камней или Храм воды! Благо дизайнеры подумали и о более житейских ситуациях — например, о кузовном ремонте...
Mazda 5. Фото Олега Растегаева с сайта autoreview.ru

— Мы попытались придать автомобилю естественную, природную форму. Линии кузова подобно потоку воды в ручье должны плавно обтекать «камни» — передние и задние крылья автомобиля. Этот стиль мы называем Nagarе, в переводе с японского это означает «поток». — Коджи Табата, шеф-дизайнер проекта Mazda 5, говорит и поглаживает боковину нового компактвэна.

Как это по-японски — подходить чуть ли не к любой «железке» через Сад камней или Храм воды! Благо дизайнеры подумали и о более житейских ситуациях — например, о кузовном ремонте...

К счастью, придется верить на слово, что в случае аварии «волнистую» дверь восстановит любой жестянщик. Я тоже вожу рукой по ее профилю, но недоверчиво. А Табата-сан продолжает:

— Это только на вид волны на боковинах рельефные, а на самом деле глубина подштамповок крайне мала. Игра света! Причем волны по-разному воспринимаются на автомобилях разного цвета — так же, как вода в озере может казаться небесно-голубой в погожий день, а в ненастье — серой, а то и черной.

Действительно, на светлых машинах боковина «играет», а на темных «поток» едва заметен. Впрочем, вне зависимости от цвета Mazda 5 стала эмоциональнее, живее. Передний бампер расплылся в широченной улыбке, напомнив мультик Тачки, но жаль, что сзади симпатичные вертикальные фонари трансформировались в более прозаичные горизонтальные. Впрочем, не дизайном единым...

Утопленные в глубокие «колодцы» приборы срисованы с «третьей» Мазды

Утопленные в глубокие «колодцы» приборы срисованы с «третьей» Мазды

«Пролистывать» показания на узком дисплее можно при помощи кнопок на левой спице руля

«Пролистывать» показания на узком дисплее можно при помощи кнопок на левой спице руля

В портфолио Коджи Табаты — работа над «шестеркой» предыдущего поколения, концепт-каром Evolve и последовавшим за ним роторным купе RX-8. Теперь стиль Nagare Табата-сан перенес и на компактвэн Mazda 5

В портфолио Коджи Табаты — работа над «шестеркой» предыдущего поколения, концепт-каром Evolve и последовавшим за ним роторным купе RX-8. Теперь стиль Nagare Табата-сан перенес и на компактвэн Mazda 5

Покупатели компактвэнов ценят в первую очередь практичность. И им тоже будет трудно поверить, что семиместная Маzda 5 всего-то на 5 мм длиннее седана Mazda 3. Сиденья третьего ряда складываются по частям, а второго — и складываются, и сдвигаются вперед-назад в диапазоне 270 мм. Но главная «фишка» — средний стульчик во втором ряду: он может заменяться на столик, сетку-авоську, подлокотник или складываться, высвобождая пусть и не широкий, но все же проход к третьему ряду сидений. Но ведь все это было и на автомобиле предыдущего поколения, включая систему трансформации среднего сиденья, названную — еще один пример! — словом Karakuri (это японские игрушки, сделанные для того, чтобы дразнить, обманывать или удивлять). Изменения свелись лишь к тому, что на пять сантиметров увеличилась толщина откидной подушечки и высота откидной спинки.

Формы передней панели стали благороднее, чего не скажешь о материалах — повсюду, как и прежде, жесткий пластик

Формы передней панели стали благороднее, чего не скажешь о материалах — повсюду, как и прежде, жесткий пластик

Попробуем? Прошу двух коллег сесть на второй ряд сидений, а сам сажусь между ними на откидной стульчик. Неплохо. По крайней мере, не хуже, чем на обычном заднем диване в автомобиле такой же ширины. В плечах, конечно, в упор, зато как легко входить через сдвижные двери! Проем огромный, причем на парковке можно едва не вплотную «притереться» если не к другим машинам (жаль, не у всех из них сдвижные двери!), то, например, к стене: при открытии сдвижная дверь выдается за габаритную ширину автомобиля всего на 16 см. Как и прежде, есть опция в виде электропривода дверей, но с новой системой защиты от защемления: теперь сенсорный шнур пропущен по всей длине уплотнителя и срабатывает на «точечное сопротивление» в 68 Н (раньше дверь останавливалась при силе сопротивления 98 Н). Таким образом, вероятность крепко прищемить палец теперь невелика.

В Европе Mazda 5 будет продаваться с шестиступенчатой «механикой», а в России — только с пятиступенчатым «автоматом»

В Европе Mazda 5 будет продаваться с шестиступенчатой «механикой», а в России — только с пятиступенчатым «автоматом»

Жаль, что на потолке нет зеркальца для наблюдения за маленькими пассажирами — только очечник

Жаль, что на потолке нет зеркальца для наблюдения за маленькими пассажирами — только очечник

В качестве опции предлагается электропривод задних дверей. Управление — с ключа или при помощи клавиш слева от руля

В качестве опции предлагается электропривод задних дверей. Управление — с ключа или при помощи клавиш слева от руля

За рулем и раньше было все «по-легковому», причем без французских штучек вроде руля с неподвижной ступицей или центрального расположения приборов. А сейчас сиденье стало шире и глубже, «плоские» приборы уступили место более агрессивным «колодцам», а иначе сгруппированные кнопки упростили пользование аудиосистемой.

Mazda 5 мне и раньше нравилась своей практичностью, но, помню, напрягал малый дорожный просвет (заявлено 140 мм) и то, что в городе двухлитровый автомобиль с «автоматом» по факту сжигал более 14 литров бензина на сотню. Увы, клиренс на новой «пятерке» стал еще на сантиметр меньше! И никакой адаптации для России, никаких пакетов для плохих дорог.

Оба мотора — по-прежнему бензиновые, по-прежнему объемом 1,8 и 2,0 литра, но теперь соответствуют нормам Euro 5. И если в моторе 1.8 изменений минимум, то двухлитровый обзавелся непосредственным впрыском топлива DISI и системой i-stop, что позволило уменьшить паспортный расход в городе с прежних 10,6 до 9,0 л/100 км.

Передние сиденья стали шире и глубже

Передние сиденья стали шире и глубже

Сиденья во втором ряду сдвигаются вперед-назад в диапазоне 270 мм, их спинки регулируются по углу наклона

Сиденья во втором ряду сдвигаются вперед-назад в диапазоне 270 мм, их спинки регулируются по углу наклона

Главная изюминка салона осталась — средняя секция во втором ряду сидений легко заменяется на столик или карман-сетку. Если убрать и то, и другое, освобождается узенький проход к третьему ряду сидений

Главная изюминка салона осталась — средняя секция во втором ряду сидений легко заменяется на столик или карман-сетку. Если убрать и то, и другое, освобождается узенький проход к третьему ряду сидений

Но лучше забираться «на галерку» сбоку, сдвинув вперед одно из сидений второго ряда

Но лучше забираться «на галерку» сбоку, сдвинув вперед одно из сидений второго ряда

Для короткого теста журналистам выкатили четыре двухлитровых машины с «механикой». Выруливаю со стоянки, останавливаюсь — и мотор через секунду глохнет. Начинаю отпускать педаль сцепления — он мгновенно заводится. Система i-stop предусматривает запуск двигателя не с помощью стартера, а благодаря впрыску и воспламенению топлива в одном из цилиндров, где поршень был предварительно остановлен аккурат в начале рабочего хода. И это отлично работает: задержки при запуске не больше, чем у аналогичной системы, которой оборудован новый Porsche Cayenne. Но в движении отклики на педаль электронного акселератора задемпфированы — переходные процессы сглажены в угоду Euro 5.

Меняя настройки амортизаторов и упругих элементов подвесок (принципиальных изменений в кинематике нет), инженеры поставили перед собой задачу сделать реакции автомобиля более комфортными для пассажиров. Скажем, при переходе от торможения к повороту продольное замедление должно плавно «перетекать» в поперечное ускорение. Словом, Nagare, причем не только в дизайне, но и в реакциях! И это получилось: все происходило очень естественно, словно я ездил на новой «пятерке» не десять минут, а год.

Сдвижные сиденья второго ряда помогают разместить в салоне помимо водителя шестерых взрослых пассажиров. Проверено

Сдвижные сиденья второго ряда помогают разместить в салоне помимо водителя шестерых взрослых пассажиров. Проверено

Ездить на компактвэне «на ушах» никто не будет, но ради эксперимента я все же отключил систему стабилизации и покруче зашел на петлю развязки. Немного накренившись, автомобиль неожиданно рано заскользил наружу передними колесами. Ошибка в настройках шасси? Нет. Судя по низкому уровню боковых ускорений, скорее виноваты посредственные шины Dunlop SP Sport 2050. Похоже, выбирая покрышки для первичной комплектации, маздовцы погнались за низким сопротивлением качению и как следствие — меньшим расходом бензина, а сцепные свойства остались «за кадром».

А если взглянуть сзади, то предыдущая версия (на фото — слева) была даже симпатичнее

А если взглянуть сзади, то предыдущая версия (на фото — слева) была даже симпатичнее

А что будет с полной нагрузкой? Подбиваю коллег на роль пассажиров. Нас семеро, а с «галерки» уже покрикивают — полегче, мол, в поворотах! Дальнейший опрос показал, что можно ездить и на третьем ряду сидений. Только там душно. И это еще один грешок, который и раньше водился за «пятеркой»: при отсутствии дефлекторов в жаркую погоду прохлада кондиционера до «галерки» не доходит. Можно предположить, что зимой там будет уже дефицит тепла.

Зато мотор почти не чувствует лишних 400 килограммов и так же уверенно разгоняет автомобиль с 1500 об/мин. Подвеска на дорожных неровностях работает с небольшой раскачкой, но не допускает пробоев. Правда, с ростом скорости я почувствовал небольшое рыскание: похоже, из-за перераспределения нагрузки передние колеса «ушли» из зоны оптимальной «геометрии».

Объем багажника варьируется от стандартных 426 литров (при пяти пассажирах) до 1485 литров (при двух)

Объем багажника варьируется от стандартных 426 литров (при пяти пассажирах) до 1485 литров (при двух)

Двухлитровый мотор с непосредственным впрыском и системой i-stop — главная новинка для Европы. Но в Россию по-прежнему будут поставлять автомобили с двухлитровыми моторами серии MZR, удовлетворяющими экологическим нормам Euro 4

Двухлитровый мотор с непосредственным впрыском и системой i-stop — главная новинка для Европы. Но в Россию по-прежнему будут поставлять автомобили с двухлитровыми моторами серии MZR, удовлетворяющими экологическим нормам Euro 4

Однотрубные газонаполненные амортизаторы и рулевое управление с дополнительной демпфирующей муфтой призваны повысить линейность реакций автомобиля на управление

Однотрубные газонаполненные амортизаторы и рулевое управление с дополнительной демпфирующей муфтой призваны повысить линейность реакций автомобиля на управление

Обновленные моторы, система i-stop, снижение расхода топлива... А после окончания презентации я узнал самое обидное: все эти пряники — не для России! К нам будут поставлять машины с новыми кузовами и салонами, но старыми силовыми агрегатами, точнее, всего с одним — двухлитровым 146-сильным мотором серии MZR в паре с пятиступенчатым «автоматом». Именно эта версия сейчас пользуется в России наибольшим спросом. Впрочем, спрос — это громко сказано. Кризис больнее всего ударил по семейным компактвэнам: если в относительно успешном 2008 году Mazda 5 разошлась тиражом 2002 экземпляра, то за первые шесть месяцев этого года в России было продано всего-навсего 117 автомобилей...

Куда выплывет в рыночном потоке новая Mazda 5? Не смоет ли ее волна других новинок? Ведь на подходе Ford С-Max, Volkswagen Touran, Renault Scenic… Вернемся к этой теме в октябре-ноябре, когда новая Mazda 5 появится у российских дилеров. Сколько она будет стоить? Вопрос пока открытый, но в российском представительстве компании нас заверили, что цена с появлением Мазды 5 «нового потока» останется прежней — то есть около тех 940 тысяч рублей, которые стоит сегодня двухлитровая машина с «автоматом» в комплектации Touring+.

Поток Nagare лучше различим на автомобилях светлых тонов. А вот сопротивление кузова воздушному потоку не зависит от вета — Сх удалось уменьшить до 0,3

Поток Nagare лучше различим на автомобилях светлых тонов. А вот сопротивление кузова воздушному потоку не зависит от вета — Сх удалось уменьшить до 0,3

|

Паспортные данные

|||| |Автомобиль ||Mazda 5 || |Модификация ||1.8 MZR |2,0 MZR DISI | |Тип кузова ||пятидверный универсал || |Число мест ||7 |7 | |Размеры, мм |длина |4585 |4585 | |ширина |1750 |1750 | |высота |1615 |1615 | |колесная база |2750 |2750 | |колея передняя/задняя |1530/1520 |1530/1520 | |дорожный просвет |130 |130 | |Объем багажника (VDA), л ||426*/1485**|426*/1485** | |Снаряженная масса, кг ||1470 |1485 | |Полная масса, кг ||2085 |2125 | |Двигатель ||бензиновый с распределенным впрыском топлива |бензиновый с непосредственным впрыском топлива | |Расположение ||спереди, поперечно |спереди, поперечно | |Число и расположение цилиндров ||4, в ряд |4, в ряд | |Рабочий объем, см? ||1798 |1998 | |Число клапанов ||16 |16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||115/85/5300 |150/110/6200 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||165/4000 |191/4500 | |Коробка передач ||механическая, 6-ступенчатая || |Привод ||передний |передний | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, McPherson || |Задняя подвеска ||независимая, многорычажная || |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые || |Задние тормоза ||дисковые |дисковые | |Шины ||195/65 R15 |195/65 R15 | |Максимальная скорость, км/ч ||182 |194 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||12,8 |11,0 | |Расход топлива, л/100 км |городской цикл |9,3 |9,0 | |загородный цикл |6,0 |5,7 | |смешанный цикл |7,2 |6,9 | |Выбросы СО?, г/км |смешанный цикл |168 |159 | |Емкость топливного бака, л ||60 |60 | |Топливо ||АИ-95 |АИ-95 | |* При сложенных сиденьях третьего ряда и загрузке до уровня окон
** При сложенных сиденьях второго и третьего рядов и загрузке до потолка||||

Scriptio: Олег Растегаев.

Автомобильные новости