В Подмосковье сдают на права в присутствии наблюдателей

О приеме экзаменов под наблюдением совершенно не причастных к этому процессу лиц говорилось давно. В полной мере реализовать этот проект уже удалось в Московской области.

Как выглядит новшество на экзаменационных площадках?

Первая часть экзамена - теория - принимается на компьютерах, где контроль со стороны над ГИБДД как бы и не требуется. Компьютер зафиксировал три ошибки - готовься к новому туру. Данные электронного тестирования подменить невозможно. Все результаты фиксируются, хранятся в электронном виде как минимум год, и их можно, если возникнут споры, в любой момент поднять и просмотреть. Однако наличие наблюдателей даже на этом этапе дисциплинирует кандидатов в водители, да и самих инспекторов. Другое дело - площадка. На закрытом от дороги полигоне комиссия принимает участие в приеме экзаменов на всех этапах: представителей общественности расставляют у каждого пункта, где ученик должен показать свое мастерство парковки, трогания в горку, разворотов и прочих элементов вождения. На площадке происходит отсев претендентов на права. В присутствии корреспондентов "РГ" не сдали трое из 50. Если возникают споры, представитель общественности может выступить на той или иной стороне. Примечательно, что количество споров, когда ввели прием экзаменов с участием "наблюдателей", сократилось до единичных случаев. Кстати, представитель комиссии регулярно подсаживается в машины и на той части экзамена, когда начинающий водитель и гаишник выезжают на улицу. Если у кого-нибудь из комиссии есть претензии по качеству приема экзамена, он может их направить руководителю экзаменационного подразделения. В комиссию приглашают людей, так или иначе связанных с автомобилями, - это работники автотранспортных предприятий, самих автошкол, ВАИ. Участие в процессе абсолютно добровольное и безвозмездное. Даже бумаг никаких не требуется подписывать. Тем не менее люди идут в "набaлюдатели" с охотой. Но комиссия - явление временное. Пока автомобили и площадки не будут оборудованы видеокамерами. Сейчас в Московской области есть только одно подразделение МРЭО 4, в котором все автомобили оборудованы системой видеоконтроля. Именно в этом МРЭО принимают экзамены у тех, кто не учился в автошколе, а готовился самостоятельно. В машине установлено пять камер. Они фиксируют действия кандидата водителя, инспектора и окружающую обстановку. Таким образом удается уйти от ненужных споров по результатам экзамена. А если они возникают, то решать их с хорошей доказательной базой. Эти записи также хранятся в течение года. Более того, в Подмосковье есть такая практика: если молодой водитель, стаж которого менее трех лет, совершил ДТП, то назначается служебная проверка. Выясняется, кто его готовил, кто принимал экзамен, насколько успешно этот экзамен был сдан - в общем, на каком основании человеку были выданы права. Примечательно, что сейчас опыт оборудования автомобилей камерами начинает набирать обороты: лидерами в этом деле считаются Краснодарский край и Челябинская область. Также активно внедряются автодромы, хотя законодательно они пока не утверждены. Scriptio: Владимир Баршев.