quto.ru
Опубликовано 08 июля 2010, 20:19

Жили в Geely…

Китайский малыш Chery QQ на нашем краш-тесте выступил неплохо, но Chery Amulet и Geely Otaka экзамен на пассивную безопасность провалили. Однако потом BYD F3 частично реабилитировал китайский автопром. И вот — пятый эксперимент: сможет ли защитить своих седоков при ударе на скорости 64 км/ч седан Geely MK, собранный по полному циклу на черкесском заводе Дервейс?
Geely MK. Фото Юрия Ветрова с сайта autoreview.ru

Китайский малыш Chery QQ на нашем краш-тесте выступил неплохо, но Chery Amulet и Geely Otaka экзамен на пассивную безопасность провалили. Однако потом BYD F3 частично реабилитировал китайский автопром. И вот — пятый эксперимент: сможет ли защитить своих седоков при ударе на скорости 64 км/ч седан Geely MK, собранный по полному циклу на черкесском заводе Дервейс?

Купить Geely MK не проблема — в прошлом году продано 5580 таких седанов. Проблема — купить MK в базовой комплектации с одной подушкой безопасности за те 289 тысяч рублей, что обещает реклама. У восьми официальных дилеров в Москве и еще десятка в ближайших регионах такой машины не оказалось. Зато у всех была комплектация Comfort с двумя подушками: доплата за пассажирскую — десять тысяч, итого 299 тысяч рублей. Что ж, пусть небескорыстная, но все же забота о безопасности соотечественников.

Но и за эти деньги машину не возьмешь! В одном из автосалонов менеджер нам прямо заявил: «Если я вам не продам дополнительного оборудования на 18 тысяч рублей, то останусь без зарплаты». Однако МК в заводской комплектации мы все-таки нашли — всего плюс 9000 рублей за доставку до дилера.

Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием придется мимо двигателя, а благодаря тойотовской компоновке аккумулятор не вминает «вакуумник» и рулевой механизм в салон

Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием придется мимо двигателя, а благодаря тойотовской компоновке аккумулятор не вминает «вакуумник» и рулевой механизм в салон

Точно такой же седан, что проходил наш ускоренный ресурсный тест, с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером обошелся в 308 тысяч рублей — на 40 тысяч дешевле, чем два года назад. Однако качество российской сборки хуже, чем китайской: нестыковки пластмассовых деталей интерьера, неравномерные зазоры между кузовными панелями…

У правого колена — замок зажигания и криво подогнанный пластик панелей

У правого колена — замок зажигания и криво подогнанный пластик панелей

Колени манекена водителя уперлись в ребра жесткого пластика, но нагрузки оказались невелики

Колени манекена водителя уперлись в ребра жесткого пластика, но нагрузки оказались невелики

Педаль сцепления сместилась всего на 124 мм назад и на 74 мм вверх

Педаль сцепления сместилась всего на 124 мм назад и на 74 мм вверх

Силовая клетка салона нетронута, руль почти на месте, но из-за несовершенства удерживающих систем, то есть ремня и подушки безопасности, водитель рискует получить травмы шеи и головы

Силовая клетка салона нетронута, руль почти на месте, но из-за несовершенства удерживающих систем, то есть ремня и подушки безопасности, водитель рискует получить травмы шеи и головы

Мы уже били Geely MK после ресурсного пробега, но всего лишь на скорости 15 км/ч — это был так называемый тест Даннера для проверки стоимости восстановления после легкой аварии. За ремонт нам тогда насчитали более 150 тысяч рублей, и мы предпочли поскорее избавиться от битого «китайца».

Что будет теперь, когда ставка в эксперименте — уже не деньги, а жизнь?

Интерьер Geely MK не пострадал во время удара — если не принимать во внимание вырванные панели, прикрывавшие подушки безопасности. Ноги пассажира вне опасности: крышка бардачка удачно скошена и скруглена

Интерьер Geely MK не пострадал во время удара — если не принимать во внимание вырванные панели, прикрывавшие подушки безопасности. Ноги пассажира вне опасности: крышка бардачка удачно скошена и скруглена

В основе Geely МК — тайский седан Toyota Vios образца 2003 года: этакий симбиоз Яриса первого поколения и Короллы образца 2000 года для азиатских стран. Независимых испытаний на пассивную безопасность ни в Японии, ни тем более в Европе Vios не проходил. Но и Yaris, и Corolla заработали твердые четыре звезды и более 12 баллов за фронтальный удар по методике EuroNCAP. Так что если все будет в порядке со сваркой, если металл обладает должной прочностью, то современные решения тойотовских инженеров должны помочь Geely. С их помощью BYD F3 без подушек безопасности заработал целых шесть баллов. А у МК подушки есть! Жаль, на преднатяжители ремней поскупились — их нет даже у топ-версии Elegance.

График замедления голов манекенов в автомобиле Geely MK (краш-тест Авторевю)

График замедления голов манекенов в автомобиле Geely MK (краш-тест Авторевю)

Китайская пластмасса оказалась прочнее заклепок — накладку на ступице руля не разорвало по намеченным линиям, а сдернуло с креплений

Китайская пластмасса оказалась прочнее заклепок — накладку на ступице руля не разорвало по намеченным линиям, а сдернуло с креплений

Заглушка над пассажирской подушкой безопасности осталась невредимой — матерчатый купол вырвал ее из креплений целиком

Заглушка над пассажирской подушкой безопасности осталась невредимой — матерчатый купол вырвал ее из креплений целиком

Спустя 53 миллисекунды после начала столкновения подушка так и не обрела правильной формы — драгоценные мгновения ушли на отрыв заклепок, крепящих пластиковую накладку на ступице руля

Спустя 53 миллисекунды после начала столкновения подушка так и не обрела правильной формы — драгоценные мгновения ушли на отрыв заклепок, крепящих пластиковую накладку на ступице руля

Через 100 мc тугой матерчатый купол принял в свои объятия голову водителя: пробоя и соскальзывания не было

Через 100 мc тугой матерчатый купол принял в свои объятия голову водителя: пробоя и соскальзывания не было

Руль не гулял во время удара: след от носа «водителя» лишь чуть ниже центра подушки

Руль не гулял во время удара: след от носа «водителя» лишь чуть ниже центра подушки

Итак, манекены в «боевой раскраске» (она оставит следы в местах контакта с интерьером) усажены и пристегнуты, все датчики подсоединены к ударопрочной регистрирующей аппаратуре в багажнике.

Разгон до скорости 64,9 км/ч — удар! И Geely MK со смятым передком разворачивается почти на 90 градусов и отскакивает от барьера, как теннисный мячик. Упругое вышло соударение — автомобиль впервые на памяти вазовцев долетел до верстаков, что стоят в десяти метрах сбоку от барьера!

Жили в Geely…
Кузов Geely MK спроектирован грамотно: прямоконусные лонжероны сминаются гармошкой, поглощая энергию столкновения, а жесткая капсула салона практически не деформируется: передняя стойка сместилась лишь на сантиметр

Кузов Geely MK спроектирован грамотно: прямоконусные лонжероны сминаются гармошкой, поглощая энергию столкновения, а жесткая капсула салона практически не деформируется: передняя стойка сместилась лишь на сантиметр

Механизм регулировки ремней по высоте чересчур податлив — несущая пластина сильно выгибается из-за рывка лямки

Механизм регулировки ремней по высоте чересчур податлив — несущая пластина сильно выгибается из-за рывка лямки

Рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования надежно закреплена на мощной трубе-поперечине

Рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования надежно закреплена на мощной трубе-поперечине

Кузов сработал на отлично: передняя часть смята, а салон практически не тронут. Дверной проем сократился лишь на сантиметр! Сварка выдержала, металл тоже. Передняя панель целехонькая, рулевая колонка с двумя карданными шарнирами и механизмом телескопирования, надежно закрепленная на мощной поперечной трубе, не дала баранке сместиться назад более чем на 15 мм. Педаль сцепления ушла навстречу ногам всего на 124 мм — это на 30 мм меньше, чем у Фокуса первого поколения. Пространство для ног не тронуто: мощный подрамник передней подвески, вырвав свою площадку крепления на левом лонжероне, уехал под днище.

Молодцы китайцы — это прорыв в области конструирования кузова! Конечно, прорыв именно для китайцев — на Западе, в Японии и даже в Южной Корее все это давно в порядке вещей. А вот для развивающихся стран… «Нам на Проект С надо бы такие пороги», — одобрили вазовцы мощнейшие усилители внутри китайского кузова. Причем снаряженная масса машины — всего 1095 кг.

Смят и перекошен у Geely оказался не только передок — подрамник передней подвески тоже деформировался

Смят и перекошен у Geely оказался не только передок — подрамник передней подвески тоже деформировался

Итак, Geely MK безопасен?

Но почему на скоростной видеосъемке видно, что подушки, которые выстреливают из руля и панели спустя 34 миллисекунды после начала удара, надуваются хаотично, как купол воздушного шара? Правда, потом все вроде бы приходит в норму — еще спустя 40 миллисекунд подушки обретают правильную форму и принимают головы манекенов точно по центру. Ни пробоя, ни соскальзываний.

Мы осматриваем машину — и глазам не верим: целехонькие пластиковые панели, прикрывающие подушки, вырваны с «мясом»! При корректном срабатывании купол должен прорвать покровный пластик, для чего с изнанки на последнем делают надрезы. Но здесь эти элементы оказались слишком прочными — купола не смогли нарушить девственность китайской пластмассы! И поэтому подушки выстрелили в головы манекенов вместе с деталями интерьера.

С левого лонжерона срезало крепежную площадку подрамника

С левого лонжерона срезало крепежную площадку подрамника

Пол в ногах водителя после удара — как новенький

Пол в ногах водителя после удара — как новенький

Внутри порогов — тройные усилители…

Внутри порогов — тройные усилители…

… а в дверях вварены трубы-распорки

… а в дверях вварены трубы-распорки

Чем грозит такое «раскрытие»? Это серьезнейший риск дополнительных травм. Ведь вам в лицо может выстрелить не матерчатый купол, а жесткий пластик или, того хуже, острые металлические пластины с оторванной точечной сваркой! Кроме того, если скорость автомобиля перед столкновением будет выше 64 км/ч, не полностью раскрывшаяся подушка просто не успеет защитить голову.

Да и на 64 км/ч…

Из-за тугих клапанов сброса давления, не позволяющих подушкам сдуваться должным образом, интегральный критерий травмы головы HIC, вычисляемый на основе перегрузок, у «водителя» составил 1060 единиц, а у «пассажира» — 999. А граница «красной зоны» находится на уровне 1000 единиц. Это означает, что риск сильного сотрясения мозга — около 20%.

Сыграли свою негативную роль и ремни без преднатяжителей: пока оба манекена уткнулись носами в подушки, лямки продолжали растягиваться, заставляя седоков слишком сильно запрокидывать голову. В итоге изгибающий момент шеи «пассажира» составил 52,6 Нм, а «водителя» — 78,1 Нм. Последнее намного выше критических 57 Нм — перелом шеи более чем вероятен!

Вот вам и китайские подушки, вот вам и экономия на преднатяжителях…

Сжатие грудной клетки «оранжевое», то есть средней тяжести что у «водителя» (38 мм), что у «пассажира» (40 мм) — при опасном пороге в 50 мм. Сжатие бедер и коленей не превышает границ «зеленой зоны», нагрузки на голени — «желтой».

Подсчитаем рейтинг? За защиту головы и шеи Geely MK не получает ничего. За защиту груди — 1,43 балла (в зачет идет худший результат, в данном случае у «пассажира»). Из четырех баллов за бедра и колени мы по всей строгости законов EuroNCAP вычитаем один балл за то, что колени манекена водителя уперлись в ребра пластика (концентрированная нагрузка), и еще балл — за потенциальную травмоопасность замка зажигания. Итого два балла. Плюс 3,04 балла из четырех за голени и ступни (расчет по худшему критерию — перемещению педали сцепления). В сумме набирается 6,47 балла: округленно — шесть с половиной.

Geely MK, 2010 год 6,5 балла

Geely MK, 2010 год 6,5 балла

BYD F3, 2008 год 6,0 балла

BYD F3, 2008 год 6,0 балла

Chery Amulet, 2007 год 1,7 балла

Chery Amulet, 2007 год 1,7 балла

Лада Калина, 2005 год 5,6 балла

Лада Калина, 2005 год 5,6 балла

Это близко к результату другой китайской копии Тойоты — седана BYD F3. Но у «бесподушечного» F3 ни один критерий травмирования не был превышен. А вот у Geely MK, несмотря на наличие подушек и более прочный кузов, головы и шеи передних седоков в опасности.

— Автомобиль с запасом выдержал фронтальный и боковой сертификационные удары, — парирует наши выпады бывший вазовец Алексей Символоков, ныне возглавляющий технический департамент Дервейса. — Разве нужно еще что-нибудь?

Нужно! Причем совсем немного. Изменить конструкцию декоративных панелей, перекалибровать чересчур тугие клапаны подушек безопасности и поставить ремни с преднатяжителями. Тогда безопасность будет не номинальной, а самой что ни на есть реальной. Ведь главное — прочный кузов с эффективными энергопоглощающими зонами — у Geely MK уже есть. У многих других машин на нашем рынке нет и этого.

Scriptio: Юрий Ветров.

Автомобильные новости