7 известных американских автобрендов, которые исчезли
За минувшие двадцать лет банкротами стали многие бренды. Некоторые из них были довольно известны и в нашей стране.
Eagle
В 1999 году закончилась история автомобильной корпорации AMC. До этого момента она принадлежала "Рено", но Chrysler выкупил компанию переименовал некогда великую компанию в подразделение Jeep Eagle Division. "Джипу" оставили исключительно внедорожники, а "Игл" направили на выпуск легковушек.
Название Eagle появилось в честь легендарной модели AMC Eagle, выпускавшейся с 1979 по 1987 годы. Той самой, которую принято считать первым в истории кроссовером. В 1988 году компания наладила производство седанов и универсалов Medallion, которые являлись копией Renault 21. Правда, через год выпуск близнецов свернули.
Вообще, Eagle была уготовлена незавидная участь. Компания только и занималась, что выпускала копии другой марки - Mitsubishi. Дело в том, что Chrysler активно сотрудничала с японцами и решила выпускать уже известные модели под собственным брендом.
Так, за недолгое существование из-под пера Eagle вышли переименованные Space Wagon, Lancer, Eclipse, Galant. Но ни американцы, ни канадцы, "атаку клонов" не оценили, и завоевать прибыльный кусок пирога автомобильного рынка не удалось. Потенциальные покупатели лишь пожимали плечами и брали оригиналы, игнорируя копии с "орлиным" шильдиком. По сути, за одиннадцать лет существования Eagle выпустила лишь две собственные модели. В 1988 году на рынке дебютировал седан Premier, позиционируемый как автомобиль представительского класса. Его разработчиком являлась American Motors Corporation и Renault. Под брендом Eagle машина продавалась вплоть до 1991 года, а шильдик Dodge продлил ей жизнь еще на год.
В 1993 году опустевшее место в модельном ряду после ухода Premier занял Eagle Vision. Он, кстати, был создан на базе своего предшественника. Эта модель предназначалась не только для североамериканского рынка, но и для европейского. За океаном Vision признали автомобилем года по версии журнала Automobile.
За четыре года было произведено порядка 150 тысяч машин. И в Chrysler всерьез думали над обновленной версией в 1998 году. На предприятии даже успели создать несколько опытных образцов. Однако боссы корпорации, взвесив все "за" и "против", пошли на ликвидацию Eagle, поскольку продажи остальных моделей бренда (копий Mitsubishi) оставляли желать лучшего. Все разработки были использованы при создании Chrysler 300M. А бренд Eagle официально стал частью истории в 1999 году.
Plymouth
Свою историю Plymouth начал с 1928 года. Автомобили получили 4-цилиндровыесиловые агрегаты, навязав конкуренцию машинам "Форд" и "Шевроле".
Интересно вот что: ценник на "Плимуты" был выше, чем у сопоставимых по классу машин, но это нивелировалось продвинутой технической начинкой. Яркий пример - гидравлические тормоза. А конкуренты предлагали исключительно механические.
В 1931 году компания удивила публику и конкурентов Plymouth Model PA, оснастив эту машину плавающей подвеской силового агрегата. В то время как оппоненты предлагали архаичное крепление мотора к раме, который передавал на нее вибрацию.
Эти и другие преимущества позволили Plymouth стать одним из самых массовых производителей машин в США. И уже в августе 1934-го с конвейера сошел миллионный автомобиль с шильдиком "Плимут".
Но в послевоенные годы у компании начался затяжной кризис, сказавшийся на облике и начинке автомобилей. Plymouth стали воспринимать исключительно как машины для таксистов и пенсионеров. В 60-х годах изменить ситуацию удалось благодаря компактной модели Valiant. Она, по версии журнала Road & Track, стала одной из лучших за всю историю американского автопрома. Добиться народной любви удалось благодаря надежности, качеству сборки и оригинальному дизайну.
Но затем у Dodge появился аналогичный автомобиль под названием Lancer. С тех пор между марками, которые до этого имели разные ниши, начали стираться границы. По большому счету Plymouth и Dodge стали создавать внутреннюю конкуренцию между собой, находясь под крышей одного концерна. Эта стратегическая маркетинговая ошибка впоследствии сильно аукнулась Plymouth. Но это было потом, а в 60-80-х годах Plymouth и Dodge не тревожили друг друга. После появления близнецов-минивэнов Voyager и Caravan боссы Chrysler впервые задумались, что с нездоровой внутренней конкуренцией (дуэль потихоньку начал выигрывать Dodge, лидируя и по выручке, и по объему продаж) пора прекращать.
В начале 90-х депрессия накрыла бренд. Сотрудничество с Mitsubishi (Plymouth выпускал переименованные модели Galant и Lancer) должного эффекта не принесло. Модель Neon оказалась вполне удачной, но спасти положение в одиночку она не смогла. И хотя фанаты марки активно протестовали, боссы Daimler-Chrysler решили завершить историю бренда. В 2001 году Plymouth официально признали банкротом.
Oldsmobile
Один из старейших автомобильных брендов в истории – Рэнсон Эли Олдс основал компанию с таким названием еще в 1897 году. И сразу, что называется, в карьер. Его детища в короткий срок сумели заткнуть за пояс даже детища Генри Форда. Кстати, машины с шильдиком Oldsmobile вошли в историю как первые транспортные средства с автоматической коробкой передач.
Закрепить занятые позиции, а также выйти на принципиально новый уровень бренду помогла пафосная модель Limited Touring. Она отливалась 42-дюймовыми колесами с белой резиной и салоном, отделанным козлиной кожей. А вот спидометр, часы и цельное ветровое стекло предлагались за отдельную плату в виде опций. Под капотом Touring находился мощный мотор с рабочим объемом в 11,6 литра. Ценник на этот автомобиль даже в базовой версии был запредельным – порядка 5 тысяч долларов.
В 1962 году компания Oldsmobile представила первый турбированный силовой агрегат - Turbo Jetfire, а в 1966-ом выпустила Toronado - первый переднеприводный авто, произведенный в США.
А закрепил успех универсал Vista Cruiser, ставший хитом благодаря внушительным размерам и панорамной крыше.
В 1985 году Oldsmobile достиг своего пика – в тот год было продано 1 066 122 автомобиля. Впечатляющего результата удалось достичь благодаря качеству сборки и надежному мотору Rocket V8. Но затем начался медленный спад, вызванный невнятной политикой руководства. Вместо собственных разработок (эту привилегию оставили для Chevrolet и Pontiac), компания стала продавать ребрендовые модели других подразделений GM, а также использоваться в качестве подопытного кролика. На машинах тестировали новые технологии. Так появился Toronado, оснащенный климат-контролем, ежедневником и бортовым компьютером с календарем. А в 1995 году появилась модель Aurora, которая продемонстрировала направление развития бренда Oldsmobile. Но должного эффекта машина не произвела.
И в 2004 году General Motors объявил о прекращении существования бренда. За долгую историю компания выпустила свыше 35 миллионов машин.
Pontiac
История этого бренда тоже берет свое начало еще в конце 19-го века. Тогда под брендом Pontiac выпускали конные экипажи. А в середине 20-х годов прошлого столетия компания стала самостоятельным подразделением General Motors. В то время произошла и переориентация на автомобили.
Высший пик популярности пришел к бренду в 60-х годах. Это способствовали две модели, ставшие легендарными - GTO и Bonneville. Но удержать такую высокую планку "Понтиак" не смог. Поэтому начался медленный и мучительный процесс угасания. Крест на бренде поставили сразу несколько провальных моделей. Например, Sunfire, Trans Sport и ужасный Aztek. Ну, а финальную точку в истории поставил экономический кризис 2008 года. Компания еще чуть-чуть просуществовала по инерции и в 2010 году официального исчезла.
Saturn
Этот американский бренд появился в самом начале 1985 года. Подразумевалось, что "Сатурны" смогут составить здоровую конкуренцию японским компаниям, которые в то время начали завоевывать популярность на звездно-полосатом рынке. И сначала дела у компании шли довольно хорошо. И в 1991 году "Сатурн" появился в Канаде с моделью S-Series, которая пользовалась спросом. К к 1993 году было реализовано 500 тысяч этих авто и продажи не падали. Поэтому в 1995 году нашел своего покупателя уже миллионный экземпляр.
Но после этого успеха начался спад, возникший, по большому счету, из-за просчетов руководства. Так, в 1996 году появился электромобиль Saturn EV1. Он оказался настолько неудачным, что в 2005 году General Motors отозвала все проданные машины и ликвидировала их.
Не спас компанию и выход на японский рынок в 1997 году.
В начале декабря 2008 года представители GM заявили, что в приоритете у них лишь четыре бренда - Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. А вот с Saturn, Pontiac, Hummer и Saab они будут прощаться из-за нерентабельности. И уже в 2010 году Saturn исчез из автомобильной системы.
Hummer
Из-за низких продаж в том же 2010 году прекратил свое существование и самый брутальный бренд. А как ведь все хорошо начиналось.
В 1992 году General Motors взяла под свое крыло суровый армейский внедорожник, назвала его Н1 и стала продавать. Любопытно, что версия для гражданских и для военных, по сути, ничем не отличались. Спрос на авто превысил все ожидания.
Тогда казалось, будто представители GM сумели нащупать золотую жилу. Но мода, как известно, непостоянна. Спустя несколько лет большие, мощные и прожорливые внедорожники стали резко сдавать позиции. Им банально нечего было отбиваться от орды куда более выгодных и удобных кроссоверов. Сдаваться "Хаммер" не собирался. Но его последующие модели – Н2 и Н3 – не сумели повлиять на ситуацию. Хотя на самый маленький внедорожник Н3 компания серьезно рассчитывала, выпуская его в двух кузовных ипостасях: универсал и пикап.
Но если в 2006 году на территории США удалось реализовать более 54 тысяч авто, то затем продажи резко сократились. Дошло до того, что в 2009 году обладателями Н3 стали чуть более 7,5 тысяч человек. И в 2010 году модель сняли с производства. За год до этого такая участь постигла и более крупный Н2. И бренд официально стал достоянием истории.
Mercury
2010 год стал фатальным и для еще одного "американца" с богатой историей. Mercury появился в 1939 году и занял нишу между "народными" "Фордами" и премиальными "Линкольнами". А главными конкурентами в этом сегменте у компании стали Chrysler и Buick.
Одно из главных достижений компании – создание Mercury Monterey Coupe в начале 50-х годов. Эта модель оснащалась 5,7-литровым V8 мотором, мощностью 320 л.с. и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. Разгонялся Monterey Coupe до 100 км/ч за 6,3 секунды, а его максимальная скорость составляла 230 км/ч. Кстати, этот автомобиль засветился в фильме "Кобра". Именно на нем разъезжал персонаж Сильвестра Сталлоне.
Ближе к концу 50-х годов компания выпустила несколько моделей, объединенных одной категорией – "автомобиль-мечта". Например, Mercury Turnpike Cruiser (мотор V8 с мощностью в 290 л.с.) и Mercury Park Lane. Длина Park Lane составляла 5650 мм, и из-за этого авто не помещался в стандартный гараж. Однако за первый год производства было продано примерно 150 тысяч таких машин.
Кризис компании начался в 80-е годы. В то время Mercury, все еще создававший дорогие и роскошные машины, начал проигрывать конкуренцию более дешевым и динамичным японским автомобилям. Никаких кризисных мер руководство принимать не стало, просто превратив Mercury в более дорогие аналоги моделей Ford.
Кстати, в 2004 году название Monterey оживили. Им нарекли новый переднеприводный семиместный минивэн, созданный на платформе Ford Freestar. Но спрос на модель был низким, поэтому в 2007 году ее сняли с производства.
В 2010 году руководство Ford, которому принадлежала компания, решило отказаться от Mercury. И спустя год с конвейера сошел последний автомобиль.