Бункер на колесах: зачем в СССР создали МАЗ, выезжавший из-под земли
Иронии здесь нет, поскольку КШМ МАЗ-543 (Командно-штабная машина) представляла собой мобильную фортификацию или передвижной пункт управления "Редут" с оборудованием и персоналом.
На разработку диковинной конструкции инженеров Минского автомобильного завода подтолкнули разведывательно-ударные комплексы, которые во второй половине семидесятых годов встали на вооружение армий ряда стран и могли с высокой точностью поражать точки на местности. Например, командные пункты и пункты управления войсками. Передвижная крепость – другое дело. Ее сложнее отследить, но эту задачу нельзя назвать невыполнимой.
И тогда в Советском Союзе решили прятать технику в вырытых грунтовых котлованах. Дело не столько о естественной маскировке, сколько о свойствах грунта. Он может гасить ударную силу осколков снарядов и мин, а также уменьшать давление ударной волны и даже снижать действие проникающей радиации. По легенде, машина засыпалась землей за полчаса и столько же времени ей требовалось, чтобы выбраться из укрытия. Арсенал специфичных средств представлял собой грунтосбрасыватель на крыше, а также кронштейны с кронштейнами вертикального перемещения сбоку, сзади и по бокам.
За основу было взято экспериментальное четырехосное шасси МАЗ-543В с полезной нагрузкой 19,6 тонны. Двигатель – колоссальный танковый дизель B-2 V12 объемом 38,9 л, развивающий 525 л.с. и 1400 Нм.
Не менее интересно обитаемое пространство машины. На площади 26 квадратных метров размещались десять человек и разное оборудование, включая радиостанции Р-130, Р-123 и Р-111. Командующий восседал перед столом 204x130 см в авиационном кресле. Также был телевизор «Рекорд В-312» и дисплей ЕС-7927-01. На столах персонала были выдвижные полки с телефонами. а в отсеке связи появились радиостанции Р-130, Р-123 и Р-111.
Как это нередко бывало в СССР, уникальная разработка не пошла в серию. По некоторым данным, министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов счел проект слишком дорогим.
Способность машины закапываться и выбираться из котлована осталось для высоких чинов из министерства не более чем красивой историей, поскольку уникальная особенность МАЗа им не демонстрировалась.
В итоге был построен лишь один экземпляр, который участвовал в параде Победы, а затем встал на вечный прикол на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, возле села Николо-Урюпино в Подмосковье.
Там он и ржавеет по сей день.