Что нужно знать, путешествуя на автомобиле за границей
Больше 80% россиян, любящих в принципе автомобильные путешествия, помимо нашей Родины, голосуют за поездки в Европу. И только крохотная часть засматривается на покорение Азии, Африки или Америки. В любом случае, основная часть рекомендаций едина для всех дорог планеты. Что же до нюансов конкретной страны, советуем вам внимательно почитать перед путешествием различные тематические группы в соцсетях или форумы.
Итак, начинать нужно, естественно, с выбора интересных стран и планирования маршрута. Лучше заранее озаботиться и загрузить свежие версии карт для своего навигатора. Дороги в Европе до сих пор строят, и помногу. Вырастают новые жилые кварталы, строятся новые магазины и вокруг всего этого прокладывается инфраструктура. Очень важно хорошо ориентироваться на местных деревенских дорожках, важно знать расположение полицейских камер и радаров. Всю эту информацию и отличные советы можно найти в интернете.
Правильно будет заранее построить маршрут, учитывая достопримечательности, ночевки в приличных гостиницах и хорошие недорогие рестораны. Заранее нужно понять, хотите ли вы ехать по платным дорогам. Если вам надо быстро добраться в какую-то точку (например, вы едете кататься на горных лыжах), имеет смысл выбрать платную быструю трассу. Если хотите спокойно ехать и осматривать окрестности, то автобан – бесплатный или платный – вам точно не нужен.
Оплачивать движение по дорогам можно двумя основными способами: непосредственно живыми деньгами (или карточкой), либо покупкой «проездного» (выглядит как наклейка на лобовое стекло).
Во втором случае планируйте расходы из расчета примерно 1-1,5 евро в день за проезд по платной трассе. Данные с наклейки считываются специальным датчиком. Такую наклейку можно купить на первой же бензоколонке при въезде в страну. Эта система оплаты работает во многих странах, например, в Австрии или в Швейцарии.
За отсутствие наклейки на стекле вас может остановить полиция, и вы можете попасть на серьезный штраф. Так что если собираетесь на машине в Европу, обязательно уточните, какая система платных дорог действует в стране.
Но мы немного забежали вперед. Для пересечения границы можно выбирать как крупные пункты перехода, так и какие-то совсем глухие «кроличьи норы». Во втором случае вы не будете стоять в большой очереди, но зато и досматривать вас могут долго. Лучше в реальном времени искать в интернете свежую информацию о загрузке пограничных постов.
-
Загранпаспорт с визой
-
Водительские права
-
Документы на автомобиль
-
Диагностическая карта
-
Европейский полис страхования автогражданской ответственности («грин-карта»). Ее можно оформить прямо там же, на подъездах к пограничной зоне, но спокойнее сделать это заранее прямо через интернет
-
Если машина не ваша - например, оформлена на организацию – на руках должна быть нотариально заверенная доверенность с пометкой «с правом вывоза за границу».
И не забудьте проверить свои долги в Федеральной службе судебных приставов! Если вы должны государству больше 10 тыс рублей, поездка может закончиться, не начавшись.
У каждого постепенно накапливается собственный опыт по поводу признания за границей российского водительского удостоверения. Фактически, могут произойти два глобальных обстоятельства, когда вы кому-то показываете «права». Либо полицейские остановили вас с какой-то целью, например, вы нарушили ПДД, либо это происходит, когда вы берете автомобиль в аренду.
Полезно знать, какие страны подписали в 1968 году Венскую конвенцию о дорожном движении. В таких государствах взаимно признаются национальные водительские удостоверения, то есть специальные «международные водительские удостоверения» не нужны. А если вы и соберетесь кому-то их показывать, то они работают парадоксальным образом только… в комплекте с национальными «правами».
В Европе очень высокие штрафы за нарушение ПДД, причем, растущие в геометрической прогрессии в зависимости от тяжести нарушения. Скажем, если вы превысили разрешенную на дороге скорость в пределах 10 км/ч, сможете отделаться двузначной суммой. А превышение скорости на 30-60 км/ч влечет за собой на казание в зависимости от страны в 300 – 1500 евро. В Финляндии превышение скорости более чем на 60 км/ч вообще может грозить тюремным заключением. Также есть шанс погостить в казенном доме, если полиция обнаружит у вас радар-детектор. В Европе этот прибор почти везде запрещен. Почему «почти»? В Англии с ним ездить можно. А во Франции и в Австрии нарветесь на огромный штраф.
Если едете за границу зимой или в межсезонье, обязательно проверьте, можно ли въезжать в страну вашего интереса на зимних шипованных шинах. Во многих странах Европы шипы категорически запрещены.
И, конечно, в правилах каждой страны прописаны нюансы, о которых тоже лучше бы знать. Скажем, где-то в принципе запрещено перевозить бензин в канистре, а где-то – вовсе не возбраняется. Такая же неоднозначная ситуация с использованием видеорегистратора.
И еще одна популярная тема - аренда автомобиля на месте. Можно арендовать машину в большой сетевой компании, филиалы которой есть по всему миру, либо взять автомобиль в какой-то местной фирме. Второй вариант, возможно, будет подешевле. Но приготовьтесь к тому, что техническое состояние машины может вызвать вопросы.
{167341}
Вообще, лучше озаботиться арендой заранее и забронировать авто через Интернет. Можете зайти на большой агрегатор с огромным количеством предложений и с развитой системой поиска. Ввести свои данные и пожелания. В первую очередь, место и даты аренды. И вам предложат множество вариантов от различных компаний и с автомобилями разных классов – от крохотных микролитражек до премиум-сегмента.
Советуем очень внимательно читать все, что написано мелким шрифтом в условиях аренды машины. Например, где и как можно отдавать автомобиль. Чаще всего, если это крупная международная компания или национальный оператор, вы сможете забрать и оставить машину прямо в аэропорту. Хотя и здесь могут быть тонкости. Крупные фирмы базируют свои автопарки прямо на территории аэропорта - в подземном паркинге в пяти минутах ходьбы по зданию. Это очень удобно: подошли к лифту или к эскалатору, и вы уже на стоянке. Но вот вы увидели чуть меньшую цену за аренду и забронировали автомобиль. А на месте выясняется, что доехать до парковки с арендованной машиной вам придется на автобусе. Если едете на отдых большой семьей и с кучей чемоданов, этот факт становится неприятным. И, конечно, отдавать автомобиль придется там же. А потом пересаживаться на автобус до терминала.
Еще один нюанс – условия заправки автомобиля топливом. Возможно, в цену аренды уже включен заправленный полный бак, и сдавать машину можно практически «сухой».
Обращайте внимание на условия страхования. Хотя в них очень легко запутаться. Внимательно смотрите, что входит в страховку: только лишь защита от угона или полное КАСКО, оговаривается ли франшиза, оговаривается ли отдельно возможное повреждение стекол и шин, включен ли в договор страхования ОСАГО дополнительный водитель (например, можете ли вы посадить за руль супругу).
И еще: теоретически, никто вас не заставляет страховать, к примеру, прокол шины. Но если, обрадованный отличным базовым ценником, вы уже при получении ключей отказываетесь от какого-либо дорогого вида страховки, компания заблокирует на вашей карте приличную сумму – пару-тройку тысяч евро! Вчитайтесь в условия договора: разблокирована она будет лишь через пару недель после того, как вы отдадите машину и счастливо вернетесь домой.
Список нюансов, на которые также хорошо бы обратить внимание при аренде автомобиля: возможность бесплатной отмены бронирования, если ли ограничения по пробегу и можно ли на этой машине пересекать границу, дизельный или бензиновый мотор, тип коробки передач, если ли в автомобиле кондиционер. Дополнительные, причем, существенные деньги прокатные компании берут за слишком юный или слишком пожилой возраст водителя.
Опции в арендованной машине тоже недешевы. Автомобильный навигатор «от фирмы» обойдется в несколько десятков евро в день. Достаточно дорогой также будет аренда в самой прокатной фирме детских кресел. Поэтому лучший вариант – брать с собой универсальную детскую коляску. Такую, где можно установить и свою автолюльку для малыша, и прогулочное сиденье.{167343}
И конечно учитывайте, что если берете с собой детскую коляску, вам нужен автомобиль с полноценным багажником – ведь для нее там должно остаться место после того, как погрузите все чемоданы.
В конце – пара общих советов. Большинство водителей в Европе ездят очень хорошо. Это не значит, что они гоняют «на все деньги». Но они прекрасно чувствуют машину и ее возможности, соблюдают правила и ждут от вас того же. Хамства там очень не любят. Если дело дойдет до разборок – полиция появляется ниоткуда и очень быстро.
То же самое относится к соблюдению чистоты. За выброшенные из окна окурки и мусор, скорее всего, вам придется ответить.
Левая полоса на автобанах предназначена для обгонов. Конечно, из любого правила есть исключения. На быстром автобане, особенно в Германии, всегда найдется мощный автомобиль, несущийся по левой полосе. Но, заметьте, он будет это делать уж точно не по крайнему правому ряду! И вряд ли вы увидите европейца, играющего на дороге «в шашки».
Текст: Сергей Бибиков