quto.ru
Опубликовано 04 ноября 2018, 20:12

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

Могучий "проходимец", которому не страшны ни горы, ни болота, ни снег
Виталий Кузьмин

Транспортных средств, предназначенных для преодоления бездорожья, великое множество. Все они поражают размерами и возможностями. Но все же главным советским "проходимцем" можно считать гусеничный вездеход ДТ-30п "Витязь", сконструированный ветераном Великой Отечественной войны Константином Осколковым. Эта махина, словно былинный герой, ничего не боится.

Один в поле воин

"Витязь" весом под 28 тонн в полном снаряжении создавался в соответствии с самыми суровыми климатическими условиями. На себе этот двухзвенный гусеничный вездеход может утащить до 30 тонн груза, чья длина не превышает 13 метров. Тогда, в начале 80-х годов на заводе в Ишимбае, подразумевалось, что его услуги потребуются, в первую очередь, военным. Только "Витязь" смог бы доставить баллистические ракеты по самому суровому бездорожью туда, куда не сунется не одно транспортное средство. Ведь этот вездеход, благодаря умению преодолевать рвы шириной до 4 метров и 1,5-метровые склоны, мог доставить ценный груз в самую настоящую глухую и непролазную тундру. А что? Холодная война еще шла, и Советскому Союзу необходим был джокер.

Создатели старались представить "верхам" уникальный вездеход во всей красе, но… немного ошиблись с позиционированием. "Витязь" получился все-таки грузовиком, а не бронемашиной. Поэтому военные к вездеходу отнеслись весьма скептически. Нет, его внедорожные навыки они не ставили под сомнения, их смущало отсутствие полноценной защиты. Поскольку в случае боевых действий, неприятель бы смог легко вывести машину из строя.

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

В общем, перспективы у проекта казались не самыми очевидными. Но на выручку "Витязю" пришли геологическая разведка и нефтяные компании. Им вездеход был крайне необходим, поскольку именно он мог решить главную проблему в условиях Крайнего Севера — доставить нужный груз в самую глухую точку. Кроме этого, "Витязей" начали использовать и в качестве шасси для спецоборудования. Например, кранов, экскаваторов и так далее.

В последние годы по-другому на "Витязя" стали смотреть и военные. Приняв во внимание опыт геологов и нефтяников, они пришли к выводу, что ДТ-30п может и им сослужить хорошую службу при освоении Арктики. Подкупило людей в погонах низкое давление на поверхность – всего 0,3 атмосферы, что позволяет даже груженому "Витязю" двигаться по льду.

Особенно пришелся по душе военным бронированный вариант вездехода — ДТ-30пм. Эти "проходимцы", кстати, поучаствовали в испытаниях, которые провело Минобороны Российской Федерации, в условиях Крайнего Севера для оснащения арктических бригад.

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

Вездеходам необходимо было преодолеть расстояние в 2 400 километров в самых экстремальных условиях. Машины столкнулись с низкими температурами (столбик термометра порой опускался до отметки в -60 градусов по Цельсию), мощным ветром (до 35 м/с), ледяными торосами, вьюгами, глубоким снегом и прочими "подарками" Крайнего Севера. Но, несмотря на многочисленные трудности, вездеходы справились. А эта экспедиция стала первой в мире, которой удалось добраться на спецтехнике от материковой части страны (Тикси) до острова Котельный. А обратный путь пролегал через мыс Святой Нос, проливы Лаптева и Санникова. Одна машина, правда, все же провалилась под лед, но ее смогли быстро вытащить. Ни экипаж, ни груз в результате эксцесса не пострадали. Так что, испытания вездеходов посчитали успешными.

С ловкостью ящерицы

По сути, вряд ли хоть одно даже самое ухабистое поле способно остановить мчащегося со скоростью около 40 км/ч "Витязя". Многочисленные испытания в экстремальных условиях показали - ему совершенно без разницы, что преодолевать. И камни, и болота, и грязь воспринимаются вездеходом как ровное дорожное полотно. Правда, есть один минус. Без серьезной подготовки управлять ДТ-30п не получится. Дело в том, что вездеход в высоту насчитывает свыше 3 метров. Это раз. Два – его маневренность на скорости серьезно уступает, к примеру, груженной фуре. В-третьих, амплитуда движений такова, что у не подготовленного человека произойдет коллапс вестибулярного аппарата. Но если за рулем "Витязя" (а управляется он именно "баранкой") находится опытный водитель, то проблем не возникнет.

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

© Гиртек

Словно ящерица или змея вездеход способен ловко проходить препятствия, изгибаясь за счет своей двухзвенной конструкции. Дорожный просвет в 40 сантиметров серьезной роли не играет, поскольку все проблемы устраняю широкие траки. Помогает и сильный скос (вровень с гусеницами) передней части вездехода. К слову о строении машины. Ее длина составляет 16 метров. Если бы конструкторы сделали "Витязя" цельным, то ни о какой маневренности не могло быть речи. Так что, вторая часть махины – не прицеп, а логичное продолжение, присоединенное при помощи гидравлической сцепки. Поэтому "Витязь" может изгибаться и в бока, и вверх, словно настоящая рептилия. Не тушуется "Витязь" и на воде. Грести он может как гусеницами (тогда максимальная скорость составляет 5 км/ч), так и выдвижным винтом (скорость возрастает до 15 км/ч).

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

© Гиртек

Естественно, вездеход является полноприводным. Причем все четыре трака ведущие, а три дифференциала – блокирующиеся. Он оснащается дизельным мотором ЯМЗ-8401, чья мощность составляет 800 л.с. Есть еще версии с силовым агрегатом В-46, мощностью свыше 1000 л.с.

Вернемся к управлению. Как было сказано, вездеход управляется рулем, а не рычагами. Наличие "баранки" объясняется тем, что поворачивает "Витязь" за счет излома сцепки, тогда как привычные вездеходы осуществляют маневр при помощи торможения одного из рядов гусениц. А рычаги в случае с ДТ-30п не позволят задать нужный угол излома.

Грандиозный вездеход на века: как в СССР придумали ДТ-30п "Витязь"

Компанию силовому агрегату составляет 4-ступенчатая гидромеханическая коробка передач, а ее селектор находится под рулем. Поэтому водитель, не смотря на две педали, сам выбирает нужную ему передачу. Теперь о фантастическом, о расходе топлива. В зависимости от степени бездорожья, аппетит "Витязя" может составить и 3 сотни литров солярки на 100 километров пробега. Но такие цифры появляются лишь при самой экстремальной езде. Обычно, расход меньше, но все равно трехзначный.

В отличие от собратьев, салон вездехода не напоминает апартаменты внутри танка, скорее – современного грузовика. И в кабине с комфортом могут разместиться 7 человек. По факту, больше, поскольку ширина вездехода позволяет.
Как и положено, существует несколько классов "Витязя": ДТ-30, ДТ-10, ДТ-10п, ДТ-30п. А буква "П" означает, что вездеход плавающий, а цифры – максимальную грузоподъемность.

Что касается цены. За нового "Витязя" просят пару десятков миллионов рублей. Самая навороченная и прокачанная версия может стоить и все 40 миллионов. Поддержанные вездеходы тоже не особо радуют ценников. За относительно живой экземпляр придется выложить минимум 10 миллионов. Ну а чего ждать от такого мощного и сложного "проходимца", отличающегося отменным аппетитом? Вопрос, как говорится, риторический.

Павел Жуков

Автомобильные новости