Как в СССР рекламировали автомобили?
Как гласила фраза участницы телемоста Ленинград - Бостон, "в СССР секса не было". А вот реклама, вопреки современным стереотипам, была. Причем рекламировались в Советском Союзе абсолютно разные товары, и даже такое малодоступное благо как автомобиль.
Как же продвигали машины в те годы? Оказывается, точно так же, как и сейчас! Прежде всего, в ход шли различные бумажные листовки, брошюры и плакаты. Причем последние пользовались особой любовью советских граждан. Повесить в квартире постер с автомобилем считалось абсолютно нормальным, даже если самой машины в семье не было.
А еще автомобили активно рекламировались по телевидению. Причем не только по советскому, но и за границей. Связано это с тем, что советские машины поставлялись на экспорт не только в соцлагерь, но и в капиталистические страны.
В общем, советская автомобильная реклама – это действительно уникальное явление. А убедиться в этом можно на нескольких ярких примерах.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/10/20/16/4205305/973bb8a7987613d24eaca9bae9fa8f064bfe7aa1.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205306/439825221794167f41ec777a96b7db7165e51bc4.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205307/b9fc2cd28b5488fa863503fac56e7ab843fcc4fd.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205308/4ce09656553b620f3a37aa737f46306a147ffe41.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205309/991586cfcb49de1e5a121180719eaab49d91bafb.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205310/d443db91350fe5ff0f9303af33154ae84c7c3176.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205311/b32f1b5e89884c8622f0958d40a3f8b8e1de1af2.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205312/b798171a6a2763ba2bb90a6004f5c61f291bae87.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205313/8b4d1357a65ada5833860ed8cff7a18504ac4027.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205314/e345d1b33e07b87cdc989b2141b4d26638bacf8a.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205315/3056768c3d08f3a9eabd78df41583451d3cbf0ec.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205316/1b0d7c37a90bf5f0b0186799beb2ba73abd72418.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205317/9cb703eaf707daca66a166174ce8ec7ee19a0e35.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205318/ddb18ff623ffc53e862ebdb203e467ed60918bf7.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205319/f72a14c7d5a193bac9a68abf8eb0d044cd9738bb.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205320/b2a611ba8b4e0e8636ca9af466b2278e963ca6ea.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205323/fc5ca01496439d8ca7af7dd58b586581c8bc0449.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205324/51837aebfd074dd643a776125b43df9234dd808c.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205326/84e601f1c333e0fa0da0ffb9bf6011de0d86bac2.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205328/46ee11211d7798b67ce7d54fb31f1a693eef0603.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205329/8a344bd101981dc632d746dddde81a3e0d33f2ee.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205330/fd6a660c402f136f4338f7c2134aaaf59869ae5a.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205331/63af6a1ae33e6352f3a42c0e245dd86dad93b664.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205332/6031a0f37a712227f0b8cac37845d034719b1578.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205333/749855854bf72863e44fc1f34a33c75aba79c484.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205334/96fc1b125b73b30f15b17b1ed9a398b3756918d7.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205335/70d8c031da9dd2525f3e6c1cd74b00f431d2852d.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205336/a7f3bcbb7db96fdeb10096a29a29f6dad183fb0c.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205337/033d8211980555c55fa79c2ae63270fc1d0b4337.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205338/ec555915b43ab54d2022b5d9eed8d763bfdcb0ae.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205339/bc845d707591f765b137638148f176dc31b2f7a9.jpg)
/imgs/2020/10/20/16/4205340/27e42649f4dd9cebede832234c6e6456d1d96316.jpg)
АвтоВАЗ (Lada, "Нива")
К продвижению своей продукции АвтоВАЗ всегда относился ответственно. Еще с выходом ВАЗ-2101 в 1970 году в Союзе начали распространяться различные брошюры, календарики и плакаты. А по телевизору о новой модели рассказывали в передаче "Колба времени":
А вот для модели ВАЗ-2121 "Нива", предназначенной для жителей села, на АвтоВАЗе сняли специальный отдельный рекламный ролик. Причем появился он раньше, чем "Нива" поступила в серийное производство. Тем не менее, в нём были перечислены практически все преимущества этой модели, которые фактически сохраняются на Lada 4x4 по сей день.
Считаете такую рекламу скучной? Ну, вот вам другой ролик. В нем будут праворульные "Жигули" на фоне львов, бегемотов и антилоп. Думаете, мы шутим? Отнюдь! Такой ролик действительно был снят для продвижения продукции АвтоВАЗа на британском рынке. Обратите внимание, что цены на машины указаны в фунтах стерлингов.
Кстати, помимо Великобритании, АвтоВАЗ поставлял свои машины и во Францию. К примеру, автомобили семейства Samara (ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109), появившиеся в середине 80-х активно продавались во Франции. Причем впоследствии эти машины, будучи уже подержанными, ценились и в России благодаря отличиям в салоне, более продвинутой 5-ступенчатой МКП, а также более качественной сборке. А вот как "восьмерки" и "девятки" рекламировали в самой Франции.
Потом наступили 90-е. И продвигать продукцию АвтоВАЗа пришлось уже новыми, нетривиальными способами.
ГАЗ / "Волга"
Горьковский автозавод был одним из советских производителей, чьи автомобили шли на экспорт. К примеру, дизайн ГАЗ-21 "Волга" неслучайно создавался с оглядкой на мировые тенденции – практически сразу после начала продаж седана в Советском Союзе в 1957 году начались поставки и экспортных вариантов. А в 1958 году ГАЗ даже взял "Гран-При" на выставке "Экспо '58" в Брюсселе. Правда, приз получил весь советский стенд целиком, а вовсе не ГАЗ-21 "Волга", как написали некоторые советские издания. Тем не менее, начало присутствию ГАЗа за рубежом было положено. А "Автоэкспорт" даже выпустил специальный ролик без слов, в котором демонстрировались преимущества "Волги".
К началу 60-х годов дизайн ГАЗ-21 устарел. Однако на Горьковском автозаводе уже приступили к разработкам новой "Волги". Результатом трудов стал ГАЗ-24 – новая модель "Волги", появившаяся в 1967 году. Автомобиль предлагался с 2,4-литровым 95-сильным мотором и выглядел гораздо современнее предшественника. А для продвижения новой "Волги" был снят небольшой фильм. Кстати, обратите внимание, в ролике показан ГАЗ-24 из первой серии, с зеркалами заднего вида, размещенными на крыльях.
А вот в середине 80-х ГАЗ-24 переродился в модель 24-10. Сейчас такую модернизацию смело бы назвали рестайлингом. Но в те годы такое слово не использовали. Да и история создания ГАЗ 24-10 была несколько другой: в 1981 году в продажу поступила новая модель – ГАЗ 3102. Из-за проблем с поставщиками ГАЗу не удавалась наладить поставки машины в нужном объеме. Но те клиенты, кому посчастливилось получить новую "Волгу", её оценили, и она сразу получила статус "генеральской". Дошло до того, что руководство СССР дало понять, что не позволит, чтобы руководящие чины ездили на тех же машинах, что и таксисты. Поэтому ГАЗу пришлось перестраиваться. Результатом трудов стал ГАЗ 24-10 – "Волга" с начинкой от новой модели, но внешностью, доставшейся в наследство от 24-й. А вот, как рекламировали автомобиль по телевидению.
"Запорожец"/"Таврия"
Марку "Запорожец" можно смело считать одной из самых народных в СССР. А "горбатый" ЗАЗ-965 так вообще для многих стал дверью в мир автомобилей. Поэтому к моменту появления в 1966-1967 году новой модели (ЗАЗ-966) руководство завода "Коммунар" подошло со всей ответственностью. Пересказывать всю историю ЗАЗ-966 не будем. Лучше посмотрите небольшой ролик, в котором новую модель представляет знаменитый советский диктор Игорь Кириллов. Кстати, эта модель "Запорожца" также поставлялась на экспорт.
ЗАЗ 1102 "Таврия" появился уже на закате Советского Союза – в 1987 году. Но, если вы думаете, что из-за этого руководство Запорожского автомобильного завода из-за перестройки отказалось от поставок автомобилей на экспорт, вы ошибаетесь. Более того, для продвижения "Таврии" за границей был даже снят очень интересный промо-ролик. Посмотрите, какое достоинство советской машины отмечают его создатели. Toyota Prius неврно курит в сторонке!
Москвич (МЗМА/АЗЛК)
"На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину "Москвич". Новая модель!", — сейчас такие слова из уст киногероя можно было бы считать самым настоящим "продакт-плейсментом", то есть скрытой рекламой. Но на момент выхода фильма "Бриллиантовая рука" о таких нюансах в СССР никто не задумывался, хотя фраза, к радости руководства "Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола", ушла в народ и стала цитатой.
Впрочем, у производителя "Москвичей" была и своя собственная реклама. Причем вполне удачная. Например, в далеком 1964 году "Московский завод малолитражных автомобилей" (так тогда называлось предприятие) поставлял седан Москвич-403 в страны Скандинавии, в первую очередь – в Финляндию. Версия для этих стран так и называлась – Skandinavia. И для её продвижения даже был снят вот такой ролик.
Впрочем, в том же году МЗМА порадовал поклонников новой моделью — Москвич 408. Седан, оснащенный 1,3-литровым 50-сильным двигателем (60-сильным в экспортном варианте) продавался не только в СССР, но и в Скандинавии, Германии и Франции. А вот какой минифильм по этому поводу выпустило советское телевидение. Любопытно, что голос за кадром говорит на английском языке, а сам автомобиль в ролике в определенный момент ездит без водителя!
А вот к концу 1980-х годов положение АЗЛК уже нельзя было назвать завидным. Например, в 1984 году 90% готовой продукции завода оставалось на складах. Впрочем, нельзя сказать, что "Москвич" не пытались сделать вновь популярным. Например, вот как рекламировали модель 2141, появившуюся на рынке в 1986 году. В ролике отмечают такие "инновационные" технические решения как "система переднего привода" и "двухконтурная тормозная система".
ИЖ
Для тех, кто не особо разбирается в советском автомобилестроении, рассказываем. На самом деле, "Москвичей" в СССР было два. Были автомобили, выпускавшиеся на МЗМА/АЗЛК. А еще были машины производства Ижевского машиностроительного завода. Правда, рекламных роликов ижевских "Москвичей" практически не сохранилось. Единственное исключение – видео, посвященное ИЖ-2126, снятое в 1985 году. Трудно поверить, что в кадрах показан один из опытных автомобилей. А серийный ИЖ-2126 появится лишь через 12 лет уже в совсем другой стране.
БОНУС: Как в СССР работали "дилеры"
Ну, а этот выпуск киножурнала "Фитиль" мы оставляем без комментариев. Конечно, это –сатирическая передача. Но, посмотрев её, вы убедитесь, что различными приёмами продавцы автомобилей пользовались и раньше.