Неизвестный внедорожник ЗАЗ, от которого отказались, а зря
За период с конца пятидесятых по вторую половину шестидесятых Советский Союз получил полноприводный микроавтобус УАЗ-450, он же "буханка" и довольно интересный спартанский внедорожник ЛуАЗ-969. Мог появиться еще один автомобиль, идеально подходящий для сельской работы. Разрабатывал его ЗАЗ, который в массовом сознании ассоциируется с заднемоторной малолитражкой, а никак не с вездеходами.
Создание малотоннажного грузовичка 970 и однообъемника 971, в том числе в полноприводном исполнении, было инициировано никак не высшим руководством автомобильной промышленности, а главным конструктором предприятия Юрием Наумовичем Сорочкиным. К началу шестидесятых годов на "Коммунаре", как в то время назывался завод, разработали семейство экспериментальных тружеников, получившихся довольно своеобразными в плане компоновки. Обкатав заднемоторную компоновку на "горбатом" ЗАЗ-965 и готовя к производству "ушастый" ЗАЗ-966, инженеры приладил к опытным моделям V-образный четырехцилиндровый двигатель объемом 0,9 л, разместив его сзади. Был бы агрегат оппозитный как на заднемоторном Volkswagen Type 2 и полезный объем не пострадал бы. Но в нашем, советском случае имел место "горб", который съедал часть пространства.
Положительных сторон, впрочем, хватало. В их числе была повышенная проходимость, обеспечиваемая легкость вкупе с высоким дорожным просветом и полным приводом на некоторых версиях. Вообще вариаций предусматривалось немало. В их числе был грузовичок, способный брать на борт до 400 кг груза, а также фургон, семиместный пассажирский вариант и упрощенный, а позже и нарочито спартанский автомобиль с мягким складным верхом в сельскохозяйственном и армейском исполнении. Если говорить о последнем, то это настоящий советский кей-кар длиной 3400 мм, колесной базой в 2100 мм, шириной в 1500 м и высотой, равной 1600 мм. Масса – 750 кг. Передняя подвеска независимая торсионная, а задняя пружинная. Максимальная скорость – 70 км/ч.
Согласно сведениям, имеющимся в открытом доступе, экспериментальные образцы показали полярные качества – практичность с одной стороны и ненадежность с другой. До конвейера они так и не добрались: свою роль сыграло отсутствие необходимых ресурсов у "Коммунара" для серийного производство. А ведь необходимость в подобной технике не вызывала сомнений – утилитарникам всегда нашлась бы работа на селе…
Тем не менее, ЗАЗ помог реализовать концепцию внедорожника для народного потребления, над которой с конца пятидесятых работали в НАМИ. На одном из этапов подключились инженеры предприятия и на свет появился экспериментальный ЗАЗ-969 – первый советский переднеприводник (вариант ЗАЗ-969В), унифицированный с ЗАЗ-966.
Его сходство с ЛуАЗ-969 не случайно – производство на "Коммунаре" не удалось организовать и проект передали в Луцк, где в свою очередь внесли изменения.