Полный привод: какая разница между AWD и 4WD
Мешать машины с приводом на все колеса в кучу, не разобравшись в их анатомии, – в высшей степени неправильное и общественно порицаемое действие! А если серьезно и без шуток, то системы полного привода очень сильно отличаются друг от друга. Давайте разбираться в их особенностях, преимуществах и недостатках.
Что такое 4WD
Готовы поспорить, что сведущий человек, знающий сегментирование, тренды, инженерные традиции брендов и их развитие расскажет о полноприводной трансмиссии того или другого транспортного средства безо всяких шильдиков. Но мы исходим именно из обозначений, поэтому начнем с маркировки 4WD, за которой скрывается классическая, старейшая и простейшая вариация – подключаемая схема, она же part time. В настоящее время системы данного типа можно встретить разве что на спартанских утилитарных внедорожниках и настоящих автомобилях повышенной проходимости вроде УАЗ "Патриот", Jeep Wrangler, Suzuki Jimny, Toyota Land Cruiser, а также пикапах Toyota Hilux, Nissan NP300 Navara, Ford Ranger и им подобных.
Полный привод типа part time не имеет межосевого дифференциала – передняя ось подключается жестко и крутящий момент делится между передними и задними колесами в соотношении 50/50. Такая конструкция справедливо считается самой простой и внедорожной, но при этом она имеет достаточно серьезный недостаток с точки для среднестатистических потребителей, которые нечасто выбираются в болота, зато постоянно эксплуатирующие автомобиль на твердых и смешанных покрытиях, например, чередующихся участках асфальта и наледи со снегом. Если ехать с постоянно подключенным передним мостом, в дорожных условиях, когда нет проскальзывания колес, то возникает повышенная нагрузка на элементы полного привода, а покрышки изнашиваются быстрее. Кроме того, автомобиль с активированным part time поворачивает не слишком охотно, так как передняя и задняя ось вращаются с одинаковыми скоростями.
Для эксплуатации на бездорожье такая схема оправдана – part time очень любят джиперы, предпочитающие старые проверенные, при этом простые и достаточно надежные решения. Но, если большую часть времени ездить придется по твердой поверхности, то жесткое бездифференциальное подключение передней оси – это не лучший вариант. Вы попросту не сможете воспользоваться всеми преимуществами полного привода и ездить с включенной передней осью без ограничений. Как правило обывателям удобнее все время ездить в режиме полного привода хотя бы из-за психологического комфорта и осознания того, что всегда имеется лучшее сцепление с дорогой.
Исключения из правила
Справедливости ради следует отметить, что схема part time не является панацеей от бездорожья или обязательной отличительной чертой профессионального внедорожника. Достаточно вспомнить Mercedes-Benz G-Class, Land Rover Defender и вообще продукцию марки из Солихалла, Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200, Mitsubishi Pajero и других серьезных "проходимцев", оснащенных системой постоянного полного привода, в которой тягу на все четыре колеса распределяет межосевой дифференциал.
Что такое AWD
Как правило обозначение подразумевает автоматически подключаемый полный привод посредством многодисковой муфты отбора тяги, либо упомянутый выше межосевой дифференциал. Проще говоря, имеется в виду схема, позволяющая эксплуатацию и реализацию мощности двигателя без ограничений, перераспределяющая крутящий момент между осями и требующая от водителя минимальное количество действий – максимум заблокировать один из дифференциалов, если такая опция есть. Обычно и это не нужно, поскольку широко применяется электронная имитация блокировок посредством работы тормозных механизмов.
Схема с межосевым дифференциалом и есть тот самый постоянный, "настоящий" и "честный" полный привод на четыре колеса. Что касается трансмиссий с межосевой муфтой, то и здесь возможны варианты работы полного привода. В наиболее простом варианте автомобиль остается моноприводным, а одна из осей подключается, когда происходит разница в скорости вращения между передними и задними колесами, то есть, фиксируется проскальзывание. Но по факту возможно множество вариантов действия. В качестве примера приведем муфту Haldex четвертого поколения, устанавливаемую только на автомобили с системой курсовой устойчивости и действующую с упреждением. Предшественница четвертой итерации блокировалась только после пробуксовки, однако сама она вступает в работу с упреждением, ориентируясь по резкому нажатию на педаль газа. Таким образом, пробуксовка не является главным условием для сжатия фрикционов муфты.
Также следует упомянуть полноприводную трансмиссию BMW xDrive с постоянно зажатой муфтой отбора тяги на переднюю ось, наделяющую автомобили выраженным заднеприводным акцентом. При равномерном прямолинейном движении тяга делится между осями в соотношении 40:60 в пользу задних колес. По данным производителя, схема способна направлять до 100% крутящего момента на переднюю ось.
Технотренды нашего времени
Говоря о системах полного привода, хотелось бы заглянуть в анатомию некоторых спортивных автомобилей и подивиться решениям инженеров. Так, в некоторых моделях Mercedes-AMG и BMW M нынче применяется полный привод с возможностью отключения муфты. Это так называемый режим дрифта, позволяющий ездить со скольжениями, либо наслаждаться классическими заднеприводными повадками. Особенно интересно, что в случае с Mercedes-AMG система пришла на смену традиционному полному приводу с межосевым дифференциалом.
Немного о насущном
Поскольку речь зашла о великом и всемогущем полном приводе, то мы попросту обязаны напомнить водителям – система может стать отличным подспорьем в умелых руках, но не ждите, что в экстренной ситуации она абсолютно все сделает за вас, и машина не потребует корректирующих действий. В случае с AWD и 4WD требуется понимание особенностей работы каждой системы и вдумчивое вкатывание в автомобиль, чтобы его поведение в критический момент не стало для вас неприятным сюрпризом.