Вправе ли гаишник останавливать машины где угодно?
Сперва немного о "бюрократических тонкостях". Административный регламент ведомства обновился и вступил в силу 20 октября 2017 года. Для его "активации" потребовался Приказ N664, сменивший Приказ под номером 185. Он не регламентирует остановку вне стационарных пунктов, равно как и другие действия и задачи инспектора, а просто вводит в действие модернизированный документ.
Согласно Административному регламенту в его последней редакции, гаишники имеют право останавливать автомобили где угодно. И здесь мы видим два понятия – основания для остановки машины и основания для проверки документов.
Первое включает в себя следующие поводы властно махнуть полосатой палочкой:
-
Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
-
Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
-
Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учётов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
-
Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
-
Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
-
Необходимость использования транспортного средства.
-
Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
-
Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
-
Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
-
Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
-
Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
-
Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
-
Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
-
Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При модернизации регламента был исключен пункт о проверке документов на стационарных постах и теперь формулировка четкая. Но возникает другой вопрос – каковы должны быть основания для проверки документов? В новой версии документа появился перечень, в который входит наличие признаков нарушения ПДД, ориентировка о причастности водителя или автомобиля к ДТП и проведение разных мероприятий по безопасности дорожного движения (например, проверка водителей на трезвость). И снова вопрос – как быть автомобилисту, который не проходит ни по одному из пунктов. Судя по всему, никак. "Это неправомерно, но обоснование всегда найдется и это не проверить", – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Ведь инспектор не может препятствовать желанию водителя поближе познакомиться с ориентировками-мероприятиями, но и не обязан держать документы при себе.