quto.ru
Опубликовано 04 января 2023, 15:14
3 мин.

Автомобиль ЗИС-101: первый роскошный советский лимузин

Какие опции комфорта были на автомобиле и инновационные технические решения.
Сегодня у руководства России и всех желающих, располагающих парой десятков свободных миллионов, есть Aurus. Но потребность в появлении роскошного советского автомобиля для первых лиц государства появилась ещё в начале прошлого века. Так был создан прототип лимузина «Ленинград—1», над которым работали инженеры завода «Красный Путиловец», который позднее был доработан на московском Заводе имени Сталина (ЗиС). Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция Quto.ru смогла ознакомиться со всеми передовыми техническими решениями вековой давности, которые применялись на модели: например, в их число входят карбюратор, амортизаторы и демпфер.

«В основу автомобиля ЗИС-101 были положены американские конструкции, имеющие по сравнению с европейскими ряд преимуществ. Вес шасси американского автомобиля при одинаковой мощности двигателя меньше веса шасси европейских автомобилей, динамические качества (максимальная скорость, приёмистость) американских автомобилей много выше, чем у европейских. Многолитражные автомобили европейских фирм выпускаются до сих пор мелкосерийными методами производства, в то время как в США многие заводы (Packard, Chrysler, Buick) выпускают такие автомобили методами массового производства», — пояснил автор, Евгений Арманд.

В книге говорится, что главное назначение лимузина — загородные поездки на большие расстояния по дорогам «повышенного типа», то есть асфальтированным, бетонным или гудронированным.

Чтобы поездки первых лиц СССР проходили с максимальным комфортом, машина оборудована шестиместным салоном, мягкой рессорной подвеской, хорошей приемистостью и мощным двигателем. Собирали машины в Москве в период с 1936 по 1941 год.

Для удобства пассажиров в списке оснащения ЗИС-101 значатся водяное отопление со специальным калорифером в передней части, а также электрическим вентилятором. В жаркое время года освежить воздух в салоне можно при помощи вентиляционной системы No Draft, которая не создаёт сквозняка при проветривании: уточняется, что для этого передняя часть стёкол поворачивается вокруг своей оси, а небольшой дополнительный козырёк размещён на торпедо.

Комфортную посадку обеспечивают открывающиеся по ходу движения задние двери: левые закрываются исключительно изнутри при помощи кнопок, правые — снаружи ключом. К слову, на всех дверях установлены стеклоподъёмники, а вместо обычных стёкол — триплекс. Помимо этого, водителя от пассажиров отделяет стеклянная перегородка, которую при необходимости можно опустить.

Пассажирские кресла обшиты шерстяной тканью, здесь имеются подлокотники со встроенными пепельницами, электрические прикуриватели, валик, разделяющий задний диван на два отдельных сиденья, а также выдвижная оттоманка для ног, отдельное освещение и радиоприёмник.

В движение технику приводит 5,76-литровая рядная «восьмёрка» мощностью 110 лошадиных сил и 345 Нм крутящего момента. Работая в сочетании с трёхступенчатой механической трансмиссией, оснащённой синхронизаторами на 2 и 3 передачах, двигатель способен разгоняться до 115 км/ч. Привод — задний.

В конструкции инженеры применили немало инноваций того времени: в перечень можно включить двойной карбюратор с автоматической регулировкой смеси и её подогревом, термостат в системе охлаждения двигателя и гаситель крутильных колебаний (демпфер).

Автомобиль ЗИС-101: первый роскошный советский лимузин

За плавность хода отвечают рессоры и гидравлические амортизаторы. Последние, по словам автора книги, позволяют «вернуть кузов в состояние покоя быстрее, чем это происходило бы под действием затухания колебаний рессоры», также они помогают смягчать удары, передаваемые на раму при толчке. Тормоза — барабанные, с механическим приводом и вакуумным усилителем.

Более подробно ознакомиться с устройством автомобиля ЗИС-101 вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Габаритная длина модели составляет 5720 мм, ширина 1892 мм, высота — 1950 мм, размер колёсной базы равен 3605 мм, а дорожный просвет — 190 мм. Объём бензобака составляет 85 литров, что обеспечивает от 300 до 330 км пробега.

Автомобильные новости