quto.ru
Опубликовано 14 октября 2022, 17:00
5 мин.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Какую роль играл спирт и зачем нужно было обливать шины водой.
Современные автомобили, в большинстве своём, настолько сложны, что их обслуживанием могут заниматься только специалисты, имеющие соответствующие инструменты и оборудование. Однако в начале прошлого века конструкция была достаточно проста, а о выездных механиках и эвакуаторах и вовсе не слышали. Так что сидящие за рулём люди должны были не только уметь управлять машиной, но и иметь возможность отремонтировать её в случае необходимости. Благодаря совместному проекту Quto.ru с Национальной электронной библиотекой мы смогли изучить книгу 1915 года, в которой описаны принципы работы основных узлов и агрегатов дореволюционных машин, а также ознакомиться с основами безопасного вождения и законодательства.

«В последние годы автомобиль получил огромное распространение в России. Несравненные преимущества этого способа передвижения сделали его любимым и предпочитаемым всем другим способам. Не только в городах, но и, насколько позволяют наши несовершенные дороги, и в сёлах», — отметил автор книги Писаренко Г.

Само издание можно условно разделить на три раздела: техническая часть, которая позволяет водителям лучше узнать свою машину и, по мнению автора, «стать её настоящим хозяином», а также практические советы по вождению и законодательство.

В первой части мы подробнее ознакомимся с устройством дореволюционных машин. Которые, надо сказать, очень сильно отличались от современных.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Техника

Писатель уверен, что знание автомобиля является неотъемлемым атрибутом безопасности дорожного движения.

«Верхняя часть автомобиля, в которой помещается шофёр, пассажиры или груз, называется кузовом (кароссери). В начале развития автомобильной техники кузову придавались различные формы, но постепенно выработались более однообразные типы, которые и считаются основными. Главные из них: фаэтон, лимузин, ландоле», — поясняет автор.

Нижняя часть машины носит название шасси. Оно состоит из рамы с мотором, резервуарами для бензина и масла, трансмиссии, подвески, колёс, тормозов и руля.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

В дореволюционной России практически все транспортные средства были заднеприводными. Но для передвижения «по очень песчаным местностям» уже тогда создавались полноприводные машины. В качестве примера таких регионов автор приводит Египет и Сахару. При этом утверждается, что такие машины были очень неудобными для водителя.

«Необходимо помнить, что от автомобиля, в первую очередь, требуются лёгкость управления и маневрирования, а также способность его давать задний ход», — считает Писаренко.

Тормоза

В случае экстренного торможения водителям было рекомендовано использовать не только тормоза, но также так называемый конусная педаль — механизм, который позволяет быстро разъединить мотор и коробку передач. Современным автомобилистам она известна под названием сцепление.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

«Большинству читателей, быть может, не раз приходилось править лошадьми, впряжёнными в экипаж. Но, во всяком случае, имели возможность наблюдать, как возница, чтобы замедлить бег лошадей или совсем остановить их перед внезапно возникшим препятствием, натягивает вожжи. В автомобиле роль замедляющих или останавливающих вожжей исполняет конус», — сравнивает писатель.

Шины

Особое внимание водителям рекомендуется уделять шинам, которые «устраняют тряску и шум, производимые экипажами, предназначенными для очень быстрой езды». Выяснилось, что для машин, способных разгоняться более 40 вёрст в час (43 км/ч), не подходят шины из сплошной резины, так как они излишне греются и разрушаются, но при этом не смягчают тряску. Поэтому на автомобилях начали использовать воздушные шины с камерами.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

К слову, в то время именно шины составляли основную статью расходов водителей, опережая даже топливо. Именно поэтому автомобилистам рекомендовалось особенно тщательно следить за их состоянием. В частности, избегать резких торможений, крутых поворотов и любых перегрузок.

Помимо этого, разрушительное воздействие на покрышки оказывала жара. Дело в том, что уставы того времени не защищали шины от перегрева, так что для продления срока службы после каждой поездки их нужно было обливать водой, а если на улице очень жарко, то следовало даже останавливаться в пути.

Кстати, именно по этой причине на старых машинах лицевая часть колёс была белой — этот цвет защищает от перегрева. Лучшим средством считалась белая глина, ведь она также хорошо замазывала небольшие трещины, а также «предохраняла протёршуюся до корда шину от гниения».

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Трогаться с места, тормозить, брать крутые повороты нужно как можно мягче. По шоссе, усыпанном щебнем, можно ездить только совершенно тихим ходом. Следует избегать езды по трамвайным путям.

Топливо

В качестве топлива в то время использовались бензин, бензол (продукт перегонки каменноугольного масла) и спирт. Впрочем, последний к 1915 году практически вышел из употребления, но многие инженеры пытались возродить спиртовые моторы. «В последнее время, когда за изъятием из продажи спиртных напитков в России остаётся громаднейший избыток спирта для автомобильных ДВС снова встал на очередь», — пояснил писатель.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Кроме того, это топливо намного дешевле, а моторы можно было после небольшой модернизации можно было адаптировать под него. Вот только нужно было решить серьёзную проблему: бензобаки сильно ржавели.

«Но это препятствие, несомненно, будет устранено, и мы находимся накануне большой реформы в области автомобильного топлива. Спирт, по мнению лиц, занимающихся в данное время опытами, гораздо дешевле, удобнее и производительнее для моторов», — утверждается в книге.

Сами же топливные баки в начале прошлого столетия размещались под водительским креслом. Но это было неудобно, ведь для заправки нужно было снимать сиденье. Помимо этого, если в баке было недостаточно бензина, то в горку нужно было заезжать задним ходом. Дело в том, что в этом случае топливо попросту не поступало в карбюратор. Так что к 1915 году всё большее распространение начала получать традиционная для современных автомобилей установка бензобака в задней части машин.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Диагностика

В книге описаны разные методы диагностики для основных узлов и механизмов. Но наиболее интересным нам показалось «исследование передачи энергии».

«Если мотор находится в исправном состоянии, но автомобиль не достигает необходимой скорости и энергии, то необходимо исследовать передачу энергии», — поясняет писатель.

Эксклюзив Quto: пособие для автомобилистов 1915 года

Для этого выезжают на ровную дорогу, после чего автомобиль снимают с ручного тормоза и пробуют толкать. Утверждается, что исправную машину можно без проблем сдвинуть с места.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Маленькую машину может сдвинуть с места один человек одной рукой, среднюю — обеими руками. И даже самый тяжёлый автомобиль может сдвинуть один человек при большом напряжении.

Если сдвинуть её с места тяжело, то нужно проверить тормоза. Если они в порядке, то нужно проверить, насколько свободно вращаются колёса. А если на домкрат поднять заднюю часть, то можно провести полноценную диагностику коробки передач.

Автомобильные новости