quto.ru
Опубликовано 17 декабря 2022, 17:11
5 мин.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

Мальчика взял с собой в долгосрочную командировку отец, работающий на автомобильном заводе.
В 2022 году россиянам стало намного сложнее попасть в Великобританию, а в довоенное время сделать это было настолько сложно, что когда подобное происходило, жёны командировочных требовали дыхнуть и удивлялись, в своём ли уме их мужья. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция Quto.ru познакомилась с «Книгой о моторах» 1924 года, в которой рассказано о 13-летнем Мишке, отца которого отправили в командировку в Англию в составе особой технической делегации. И разрешили взять с собой сына.
rusneb.ru

В издании говорится, что отец Мишки Степан Ерёмин работал на автомобильном заводе «Красный мотор», и однажды от правления треста пришла телеграмма, согласно которой предприятию нужно было отрядить трёх сотрудников для поездки в Англию. Предполагалось, что командировка будет долгой, не менее полугода, так что рабочим было разрешено взять с собой одного члена семьи.

«Отъезд был назначен через две недели, и это время пролетело для Мишки как одна минута. Вдруг откуда-то взялась такая куча разного дела, что, казалось, и в год всего не переделаешь. Нужно было брать отпуск в школе, доставать копию утерянного свидетельства о прививке от оспы, бегать по поручениям отца по разным справкам, выстаивать очереди за разными документами, записывать бесконечные поручения товарищей и родных, и так далее без конца», — говорится в книге.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

Наконец, тёплым весенним вечером члены делегации попрощались со своими семьями на вокзале и отправилась в путь. Через несколько дней путешественники благополучно добрались до Лондона, а оттуда сразу же были направлены в Ковентри — центр британской автомобильной промышленности. Именно здесь Степан должен был познакомиться с новой для себя специализацией, так что ежедневно он уходил на завод, оставляя Мишку в семье английского рабочего. Там он постепенно начал понимать язык и неплохо подтянул грамоту.

По воскресеньям отец сажал Мишку в автомобиль, рядом с англичанином, говорившим по-русски, и они ездили по отличным английским дорогам знакомиться со страной. Англичанин вел беседы с Мишкиным отцом — а Мишка слушал, развесив уши, набирался ума-разума. Всё ему было ново, всё было занимательно.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

В частности, из разговоров старших школьник узнал, что уже в 30-х годах XIX века в качестве общественного транспорта в Лондоне набирали популярность паровые омнибусы.

«Они было уже начали вытеснять конные кареты — дилижансы — и даже конкурировать с железными дорогами: те только ещё входили в употребление. Разумеется, конкурентам парового автомобиля это было невыгодно; они провели кампанию против нового изобретения и добились таки своего: в 1865 году английский парламент провёл удивительный закон, требовавший, чтобы скорость парового автомобиля не превышала шести вёрст в час, чтобы такой омнибус обслуживался не меньше как тремя человеками, чтобы впереди ехал верховой с красным флагом. Только в 1896 году эти стеснения были отменены, и тогда автомобильное дело быстро шагнуло вперед, особенно благодаря так называемым дизелям, дизель-моторам или двигателям внутреннего сгорания», — рассказал собеседник Степана, мистер Райгор.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

Во время этих воскресных поездок россияне также знакомились с разнообразными транспортными средствами. В частности, шофёр рассказал им о главных отличиях ландолета от роскошного дорожного лимузина, посоветовал прокатиться на шаробане — то есть открытом 10- или 12-местном автомобиле с приподнятыми задними рядами сидений, а также объяснил главные плюсы лёгких и тяжёлых грузовиков.

Через некоторое время отец не взял с собой Мишку в ставшей традиционной поездку, хотя 13-летний парень очень полюбил их. Однако пообещал, что через неделю они с мистером Райгором возьмут его с собой в Лондон.

И не обманул: именно в эту поездку русский школьник впервые увидел знаменитые до сих пор британские двухэтажные автобусы. Правда, прокатиться ему на них не дали, так как целью поездки в столицу была некая ремонтная мастерская, где парень впервые увидел разобранный двигатель и попытался понять его устройство, в чём ему с удовольствием помог британский товарищ отца.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

«Видишь ли, мотор — самая важная часть автомобиля: в нём рождается сила, которая мчит этот самодвижущийся экипаж с такой бешеной скоростью. Вот в такой цилиндр, или систему, то есть совокупность цилиндров, накачивается «горючее» — смесь нефтяного газа и воздуха. Сквозь эту смесь пропускается электрическая искра, и она взрывается, даёт вспышку: газ, расширяясь, толкает поршень, который заставляет вращаться вал, соединённый посредством передачи с осью колёс. При моторе имеется так называемый карбюратор, снабжающий мотор нефтяным паром, и электрический аппарат для зажигания этого пара или газа. Кроме того, мотор снабжен холодильником или радиатором для непрерывного охлаждения мотора и поддержания в нем однообразной низкой температуры. Необходимой частью мотора являются также приспособления для смазывания частей автомобиля и самого мотора», — вполне доходчиво объяснили школьнику.

На обратном пути мальчик впервые увидел мотоциклы или, как их называли тогда — мотоциклетки. Тогда же он впервые узнал о существовании не только четырёх-, но и двухцилиндровых двигателей, о разнице между ними, также англичанин рассказал об особенностях конструкции и главных отличиях подвески в двух- и четырёхколесном транспорте. Например, о наличии в автомобилях рессор, благодаря которым ход становится намного плавнее.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

Они значительно легче и дешевле автомобилей, и для разведочной и курьерской службы незаменимы. Во время империалистической войны таких мотоциклеток на фронте союзников было бесчисленное множество. Впоследствии они в большинстве были обращены на мирные цели. Прицепив сбоку мотоциклетки каретку, можно получить дешёвый экипаж для прогулок за городом. Немного тряско, правда, да зато дешево!

По словам британца, заметный толчок к развитию автомобильной и не только промышленности дала война, в которой обе стороны должны были «напрячь свою сообразительность во всём, что только могло быть полезным для успешного ведения боя». Также он напомнил о роли броневиков и грузовых машин во время российской революции: мол, если бы восставший народ не догадался первым делом захватить себе средства передвижения, то неизвестно, чем бы она кончилась.

«Многое рассказывал ещё мистер Райгор об автомобилях. О полевых лазаретах, перевозящих раненых с поля битвы в тыл, о бронированных или «блиндированных» автомобилях, об автомобилях для производства операций, о передвижных амбулаториях, о пожарных автомобилях», — говорится в книге.

Поездка школьника Мишки в Англию в 1924 году

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Автор пишет, что восемь месяцев в Англии пролетели для мальчика «как волшебный сон», он многое узнал, а по возвращении домой он ещё так долго бредил этой страной, что в школе за ним прочно закрепилось прозвище Мишка-англичанин.

Автомобильные новости