quto.ru
Опубликовано 18 февраля 2023, 14:28
4 мин.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

Все самые новые автомобили, велосипеды и яхты 122-летней давности.
Современные автомобилисты могут найти абсолютно всё в Сети, на профильных телеканалах и радиостанциях. Но в 1901 году не было таких возможностей получать информацию. Однако уже в то время на улицах городов начали появляться автомобили, а значит, кому-то нужно было рассказывать о всех новинках мирового автопрома. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) в распоряжении Quto.ru оказались все номера первого издания в России, которое писало про машины и другие виды транспорта — журнала «Самокат», который позднее был переименован в «Автомобильное дело».
rusneb.ru

История существования еженедельного издания насчитывает 22 года, а всего в период с 1894 по 1916 годы было выпущено 635 номеров. Редакторами журнала были братья Орловские, один из которых, напомним, в 1894 году совершил невероятное путешествие из Санкт-Петербурга в Англию на велосипеде, а другой попал на удочку мошенников.

20 января 1901 года был выпущен 362 номер «Самоката». Стоит отметить, что, если в 1900 году автомобили занимали лишь малую часть страниц издания, то уже спустя год они стали едва ли не центральной его темой.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

И на одном из первых разворотов описываются принципы работы бензинового двигателя внутреннего сгорания. К слову, авторы взяли за основу книгу под авторством Baudry de Saunier и, после перевода на русский язык, решили не укладываться в одну статью, а написать серию технических материалов, в которую также включено 73 «пояснительных рисунка».

Хотя французы и называют описываемые машины керосиновыми двигателями, но употребляют для них не керосин, но эссенцию керосина, то есть бензин. Двигатели питаются не тем керосином, который горит в лампах. Такая пища явилась бы слишком тяжёлой для наших моторов и повлекла бы для внутренностей их большие затруднения.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

В журнале говорится, что уже тогда нужно было опасаться контрафакта и заливать в бензобак качественное топливо. Распознать его можно на глаз, при помощи обоняния, осязания и специального прибора для измерения плотности.

Так, бензин должен быть «чистый как ключевая вода», должен иметь «не сильный, а скорее слабый» запах, а несколько капель «горючего» на ладони должны быстро испариться и оставить лёгкое ощущение холода. Измеритель плотности, в свою очередь, должен показывать не менее 680 и не более 710.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

Одной из наиболее интересных новинок автомобильной промышленности братья Орловские называют «маленькую колясочку Клеман»: она очень компактная и при этом крайне простая по устройству, а за счёт небольшого веса моделью очень просто управлять.

Ширина двухместного автомобиля составляет 1100 мм, а весит он около 200 кг. В движение Клеман приводит двигатель системы Диона мощностью 3 лошадиные силы с водяным охлаждением, а за остановку отвечают два тормоза: один на дифференциале, второй — на втулке задних колёс.

Помимо этого, в 1901 году в ходу всё ещё были машины с паровыми двигателями. И одной из новинок начала XX века стали коляски Serpollet.

«Когда говорят о паровой машине, невольно представляется на первом плане громадных размеров котёл. В сравнении с котлом сама машина весьма мала и приспособить её к самодвижущейся коляске не представилось бы трудным, но котёл своим весом и размером надолго остановил применение паровых машин к самодвигателям», — отмечают авторы.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

Впрочем, из-за риска взрыва подобные силовые установки практически не использовались на легковых машинах, их чаще можно было встретить на грузовиках и паровозах. Однако в конце 1890-х французский инженер Леон Сепролле смог решить проблему взрывов: для этого он заменил непосредственно котёл на змеевик. Таким образом, паровые двигатели получили новую жизнь на машинах Serpollet.

Мощность мотора составляла, в зависимости от модификации и размера коляски, от 5 до 12 лошадиных сил. Такие автомобили были популярны, в первую очередь, в городах, но также их покупали для поездок по не очень холмистой местности. Цены на технику варьировались от 7 до 12 тысяч франков.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

В спортивном разделе читатели могут ознакомиться с соревнованиями для самых отважных — гонке на парусниках по льду.

«Езда на буерах, летящих со скоростью ветра, конечно, представляет некоторую опасность: двойной лёд, под первым слоем которого может провалиться сам буер, проруби и трещины, ледяные торосы, которых надо уметь избегать на ходу, со скоростью 80 и более вёрст в час — всё это требует отваги и опыта. Тем благороднее и занимательнее этот спорт для тех, кто знаком со своеобразной прелестью ледяных полей», — говорится в журнале.

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

К слову, уже в начале XX века в январе могла установиться вполне весенняя погода и оттепель. Что, к слову, крайне возмущало редакторов издания «Петербургский Листок», которые также являлись ярыми поклонниками передвижения на санях. А это уже, в свою очередь, не нравилось братьям Орловским, которые подвергли жёсткой критике одну из статей своих конкурентов.

До такой чепухи может дойти только тот, кто всю жизнь воображал, что зимой во что бы то ни стало нужно поддерживать санный путь. И если такой извращённый человек усматривает порчу санного пути, он сейчас винит не себя, человека, а оттепель. Он же сам пишет, что солнце дарило своими лучами природу, и эту весеннюю картинку он называет окончательно испортившейся погодой!

Журнал «Самокат»: о чём писали автожурналисты в 1901 году

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться со всеми номерами вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Впрочем, к моменту выхода свежего номера «Самоката» на улице вновь установилась зимняя погода с морозом, а дороги оказались укрыты снегом. Так что писатели не без некоторого злорадства отметили, что все ломовые, только установившие на свои телеги колёса, срочно отправились снимать их, так как в таких дорожных условиях без саней передвигаться по Санкт-Петербургу можно исключительно на автомобиле или велосипеде.

Автомобильные новости