quto.ru
Опубликовано 26 ноября 2022, 15:47
5 мин.

Все новинки транспорта в 1894 году: о чём писали в прессе

Как выглядел рассвет автомобильной прессы 128 лет назад.
Сегодня абсолютно любую информацию можно получить в Сети, а также в специализированных бумажных изданиях. Но 128 лет назад не было интернета, радиосвязи и телевидения, да и электричество во многих местах было роскошью и настоящей диковинкой. Но уже в то время начали появляться автомобили и другие личные транспортные средства, и кому-то нужно было о них рассказывать. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) в распоряжении Quto.ru оказались все номера первого издания в России, которое пишет про машины и другие виды транспорта — журнала «Самокат».

Первый номер ежедневника увидел свет в январе 1894 года в Санкт-Петербурге. Его редакторами стали браться Орловские, которые за 16 лет существования иллюстрированного журнала успели выпустить 635 номеров.

В 1910 году еженедельник прекратил своё существование, а последние 75 номеров вышли уже под названием «Автомобильное дело». Почему именно журнал прекратил существование, неизвестно. Не исключено, что он не выдержал конкуренции с другими изданиями, которые уже начали появляться в России.

Стоит отметить, что самый первый выпуск «Самоката» был полностью посвящён велосипедам. Которые, по словам редакторов, многие россияне в то время буквально ненавидели.

Все новинки транспорта в 1894 году: о чём писали в прессе

«К велосипеду в настоящее время публика в России относится всё ещё с заметным недоверием, а некоторые отдельные лица смотрят на велосипед с каким-то особенным предубеждением и даже озлоблением, они не хотят видеть той пользы, которую уже приносит велосипед сотням тысяч людей всех профессий. Если бы у них были право и власть, они, не задумываясь ни на минуту, приняли бы все меры к тому, чтобы остановить производство неприятных для них машин», — сожалеют Орловские.

Также в издании говорится, что «ненависть у этих лиц выражается различно». Так, некоторые заявляют, что езда на велосипеде «есть служение дьяволу», другие — безо всяких объяснений заявляют, что нельзя допускать появления велосипедов.

Впрочем, авторы уверены, что такая ненависть к педальному транспорту — это не случайное явление, а «естественное последствие новизны». И что главной целью появления ежедневника стало как раз распространение информации об их пользе.

И в первом же номере один из редакторов, Пётр Орловский, рассказал о своём путешествии на велосипеде из Санкт-Петербурга в Англию в 1893 году. Именно в Великобритании располагались лучшие велосипедные заводы, которые и стали конечной целью путешествия. К слову, в первый же день велосипедист проехал 102 версты (109 км) и заночевал на постоялом дворе недалеко от станции Мшинская.

«В десятый раз принимался я рассчитывать, что если ехать по 100 верст в день, то от Петербурга до Парижа 3000 вёрст можно проехать за 30 дней. Но возможно ли так ехать, не будет ли это слишком утомительно или скучно. На эти вопросы я не мог дать ответа», — пишет автор.

Кстати, Орловский, как и отправившийся из Парижа в Москву на автомобиле в 1908 году Пётр Энгельмейер, не самым лестным образом отзывался о поездке на железной дороге. Кроме того, среди очевидных преимуществ регулярных поездок на велосипеде называют улучшение физической формы и состояние здоровья.

Чтобы передвигаться на велосипеде, нужно употреблять свою собственную физическую силу, иногда в довольно значительном размере, но каждый велосипедист прекрасно знает, что такая работа скорее может быть приятной, чем тяжёлой. При привычке же ездить много работа эта почти не заметна и, во всяком случае, с избытком окупается уже одним только поднятием общего уровня здоровья человека и тем прекрасным расположением духа, с которым знакомы почти только одни велосипедисты.

Все новинки транспорта в 1894 году: о чём писали в прессе

В то время не было не только навигаторов, но и нормальных бумажных карт, по которым можно было бы составить хотя бы приблизительный маршрут. Так что приходилось планировать свой путь на 200—300 вёрст (213—320 км).

Одновременно он пытался понять, что делать после Англии: вернуться домой другим маршрутом, или отправиться пароходом в Америку, где можно посмотреть Нью-Йорк и всемирную выставку в Чикаго. Впрочем, от последнего варианта всё же пришлось отказаться из-за не самой высокой скорости передвижения.

Кроме того, в первом номере «Самоката» рассказано о новейшем изобретении в мире велосипедов — пневматических шинах Мальтби и Клинтчера, их преимуществах перед конкурентами, а также о тонкостях ухода за велосипедными покрышками.

Когда в 1891 году появились в первый раз в употреблении пневматические шины, многие велосипедисты не соглашались с тем, что такое нововведение практично; больше всего опасались того, что пневматики будут часто прокалываться, и что в случае прокола их трудно будет починить самому велосипедисту, не обращаясь в специальную мастерскую.

Все новинки транспорта в 1894 году: о чём писали в прессе

«Россия далеко отстала от Запада в практическом примѣнении самокатов. Конечно, причина этого та, что незначительное сравнительно количество велосипедистов в России еще не вполне успело переменить мнение общества в благоприятную для себя сторону. Только в самое недавнее время под влиянием очевидной пользы самокатов были изданы первые правила, регулирующие езду по городу. Такие правила существуют в Одессе и в Петербурге», — говорится в еженедельнике.

Кстати, браться Орловские поясняют, что с наибольшим нетерпением ждали закона жители Санкт-Петербурга, так как без него велосипедистам было запрещено свободно ездить по городу.

Кстати, согласно первым ПДД, владельцы педального транспорта обязаны были получать госномера, всегда иметь при себе копию правил, а сам велосипед должен быть оборудован звонком и фонарём. На ряд улиц велосипедистам вообще нельзя было не только выезжать, но даже катить свой транспорт рядом с собой. За нарушение любителю двухколёсного транспорта грозило временное или постоянное лишение возможности ездить по городу.

Все новинки транспорта в 1894 году: о чём писали в прессе

На последних страницах «Самоката» собраны новости из мира персональных транспортных средств. Так как автомобили в то время были не очень распространены, то касались все новости исключительно велосипедов.

В Париже с одним велосипедистом произошел такой случай, который мог кончиться для него очень плачевно. Когда он проезжал по улице, у его велосипеда лопнула шина. Проходившая дама, под влиянием анархистских бомб, так перепугалась грома, с каким лопнула шипа, что упала в обморок. Толпа сочла велосипедиста за анархиста, который убил барыню, и бедный велосипедист очутился в участке. Его оттуда выпустили только после того, когда пришла упавшая в обморок дама и засвидетельствовала его невинность.

Кроме того, для поклонников этого вида транспорта в журнале рассказывалось о клубах и сообществах по интересам, рассказывалось о ведущих производителях велосипедов и крупнейших выставках техники, а также новинках велопрома.

Полностью ознакомиться со всеми номерами вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В таком виде «Самокат» издавался вплоть до 1904 года, когда название авторитетного еженедельника сменилось на «Самокат и мотор». Спустя ещё три года авторы ещё раз переименовали журнал — на этот раз он стал называться «Автомобильное дело», и в таком виде выходил вплоть до закрытия в 1910 году.

Автомобильные новости