Nissan Fairlady Z впервые появился в 1969 году и почти сразу же стал одним из самых знаменитых спорткаров с Востока. На протяжении двадцати лет модель развивалась логично и даже немного предсказуемо, с оглядкой на раннее купе. Характерный узнаваемый облик, типичные заднеприводные пропорции, рядные, а затем и V-образные «шестёрки»… Все изменило четвертое поколение с внутризаводским индексом Z32 и экспортным названием 300ZX. Оно разительно отличалось от предшественников и произвело фурор по обе стороны Тихого океана. Реакция прессы Статья о Z-каре в авторитетном американском журнале Car and Driver начиналась с пафосной и восторженной прелюдии: «Это не старый дряблый 300ZX диско-позера. Тот безвкусный зверь ушёл. Похоронен на специальном кладбище для эластичных брюк и мускусных одеколонов.Пришедший на его место автомобиль создан дизайнерами, которые разбираются в дизайне, инженерами, понимающими потребности и желания энтузиастов, и, что, вероятно, наиболее важно, менеджерами, обладающим достаточной смелостью и сообразительностью, чтобы не стоять на пути своего творческого подразделения. Новый, спроектированный с нуля 300ZX — одна из самых привлекательных машин на рынке США за последние годы».Очевидно, что к концу восьмидесятых американцев тошнило от типичной продукции той эпохи. Они жаждали чего-то свежего, яркого, эмоционального и в итоге получили все это в избытке.Пресса рукоплескала, а придирчивые журналисты из Car and Driver семь раз подряд включали сенсационный гран-турер в ежегодный топ-10 лучших автомобилей. Серьёзное достижение, хотя и не рекорд для японской машины.Например, Mazda MX-5 Miata отметилась в хит-параде девятнадцать раз, а Honda Accord — тридцать шесть. Но для компании это был успех. Итак, что же так сильно впечатлило публику кроме дизайна? Двигатель Twin Turbo Skyline, один из самых знаменитых «Ниссанов» восьмидесятых-девяностых годов неразрывно ассоциируется с рядными шестицилиндровыми моторами. Fairlady Z/300ZX пошёл другой дорогой.Точнее говоря, все началось с его предка Z31 (1983–1989 годов), первой массовой японской модели с V-образной «шестёркой». Z32 продолжил традицию и вооружился новой версией трёхлитрового двигателя (VG30DETT) с двумя турбокомпрессорами Garrett и парой интеркулеров. Мощность выросла до 280–304 л.с. в зависимости от рынка сбыта.«Турбозетка» способна набирать 100 км/ч за пять с небольшим секунд — великолепный показатель для девяностых годов! К слову, дорогущий среднемоторный Ferrari 512 TR мощностью 428 л.с. был лишь немногим быстрее: достигал сотни за 4,8 секунды. Безнаддувный 225-сильный V6 разгоняет спорткар менее чем за семь секунд, что тоже весьма неплохо. Агрегаты сочетались с пятиступенчатой механической и четырёхступенчатой автоматической коробкой передач. Super HICAS 300ZX/Fairlady Z Z32, как и его прямой конкурент Toyota Supra, лишен полного привода. Тем не менее, ниссановская платформа с независимой подвеской далека от обыденности. Главная фишка – полноуправляемое шасси Super HICAS (High Capacity Actively Controlled Steering).Обычный «хайкас» дебютировал на Skyline R31 и умел лишь поворачивать задние колёса в сторону передних. Более продвинутая электрогидравлическая Super-система научилась поворачивать их в разные стороны в зависимости от ситуации. Вот, как описывает работу Super HICAS Деннис Городжи в своей книге «Nissan GT-R Supercar: Born to Race» на примере Skyline GT-R (R32).При прохождении затяжных поворотов на малых и средних скоростях задние колёса действуют в противофазе с передними, отклоняясь на один градус. Затем система стабилизирует спорткар: колёса повернуты в обе стороны, задние — менее чем на один градус для снижения момента инерции относительно вертикальной оси.В крутых виражах «хайкас» сперва выдерживает паузу, а затем отклоняет движители задней оси на угол менее градуса в направление передних. Аналогичная ситуация при высоком темпе, с той лишь разницей, что угол поворота достигнет одного градуса. Кузова на любой вкус Обычно производители спорткупе не утруждают себя выпуском вариантов с разными колесными базами, поэтому творение Nissan уникальное вдвойне. Начиная с первого поколения Fairlady Z компания предлагала двухместную модификацию наряду с более практичным исполнением (посадочная формула 2+2) и увеличенным расстоянием между осями. 300ZX (Z32) не исключение.«Коротыш» отличается базой 2450 мм, у четырёхместной версии она удлинена на 100 мм. Длина — 4305 мм и 4520 мм соответственно. Большинство «зеток» получили кузов тарга со съемными половинками крыши. Также встречаются обычные купе. Кабриолеты — самая большая редкость. По некоторым данным, выпущено всего 1511 штук. Суперболид Nissan 300ZX не только король автобанов и светофорных гонок. Это ещё и высококлассная основа для постройки снаряда с экстремальными возможностями. Яркий пример — суперкар от знаменитого японского тюнинг-ателье JUN Automotive Джунити Танаки.Его непосредственный создатель — известный под прозвищами «Божья рука» и «Профессор двигатель» инженер Сусуму Кояма. В августе 1991 года купе мощностью свыше тысячи лошадиных сил приняло участие в заездах на дне высохшего соляного озера Бонневиль в американском штате Юта и показал 260,809 миль/ч (419,7 км/ч).