quto.ru
Опубликовано 27 мая 2023, 14:28
4 мин.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

В 1912 году на российский рынок экспортировалось рекордное количество машин
Как развивался автомобильный рынок в царской России: мнение экспертов 1913 года. В 1913 году исполнилось 10 лет со дня основания Императорского российского автомобильного общества, главной целью которого было распространение механических транспортных средств на территории страны. К своему юбилею эксперты общества вспомнили, как развивался авторынок России за время её существования. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла узнать, как изменились автомобили, промышленность и сам российский рынок за 10 лет, с 1903 по 1913 год.
rusneb.ru

Авторы отмечают, что начиная с 1882 года пионеры автомобилизма искали наилучшие комбинации двигателей и трансмиссии, постоянно совершенствовали конструкцию транспортных средств, изучали работу бензиновых, паровых и электрических силовых установок.

«В 1913 году Императорское российское автомобильное общество отметило 10-летний юбилей со своего основания, так что авторы издания дали небольшой экскурс в историю. Так, в 1903 году традиционные сегодня двигатели внутреннего сгорания только начинали завоёвывать популярность, а многие производители в то время «не вполне доверяли этому типу моторов и упорствовали», приняв решение оборудовать свои машины паровыми или электрическими двигателями. И те, и другие обладали как солидными преимуществами, так и ещё более солидными недостатками», — говорится в книге.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

© rusneb.ru

Так, электромоторы начала XX века были, как и сегодня, практически бесшумными, а их отдачу можно было легко регулировать при помощи контролёра и реостата, однако они были очень тяжёлыми и требовали использования громоздких аккумуляторов, которые, к тому же, боялись ям и тряски. Да и запас хода оставлял желать лучшего, что, вместе со слишком частой и долгой их зарядкой, не позволило конструкции получить широкого распространения.

Паровые двигатели в этом отношении были более совершенными, но здесь нужно было дополнительно ставить на транспортное средство паровой котёл и ёмкость с запасом воды — это значительно утяжеляло и усложняло конструкцию, а также требовало особого ухода. Кроме того, при малейшей ошибке они могли взорваться.

«Быстроходный бензиновый двигатель, отцом которого по справедливости можно считать Готлиба Даймлера, впервые появился в 1880-х годах. Лёгкость, значительная мощность при небольшом объёме цилиндра и компактность, быстро выдвинули его на первое место, и только благодаря ему появились современные автомобили», — утверждают авторы.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

© rusneb.ru

Помимо непосредственно выбора вида силовых установок, инженеры разных компаний долгое время не могли прийти к единому решению относительно расположения моторов, коробок передач и других компонентов.

Кстати, одним из серьёзных препятствий для распространения автомобилей в дореволюционной России было слишком малое количество фирм, которые занимались их продажей. Помимо этого, россиянам продавцы, как правило, предлагали устаревшие даже на то время модели.

Покупатели же не решались, в большинстве случаев, самостоятельно выписывать из-за границы машины, так как это было сопряжено с риском получить не то, что заказываешь, хотя это модель самого последнего выпуска.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

© rusneb.ru

В ряде случаев производители отказывались от выпуска неудачных машин уже после выхода их на рынок, не желая портить себе репутацию. Кроме того, при самостоятельном оформлении заказа все бюрократические процедуры, включая оплату пошлин, доставка транспортного средства и оформление в профильных ведомствах, ложились на плечи покупателей.

Надо было крепко верить в грядущую победу автомобиля над лошадью, верить в силу техники, которая может преодолеть препятствия в создании надёжного и сильного механизма, чтобы встать на сторону автомобиля и пропагандировать его.

Впрочем, даже в 1913 году в России было крайне мало собственных автозаводов. Вернее, всего два — это завод Пузырёва в Санкт-Петербурге и Русско-Балтийский вагонный завод в Риге.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

© rusneb.ru

Ещё 3 или 4 предприятия занимались постройкой кароссери (кузовов), ещё несколько мастерских занимались капитальным ремонтом шасси. Более подробно о типах кароссери вы можете узнать в нашем материале.

«Иностранцы прекрасно учли эти обстоятельства и богатый автомобильный рынок России — только в 1912 году было ввезено 3 447 машин на сумму около 12 737 000 рублей», — говорится в книге.

Стоит отметить, что по тем временам это была астрономическая сумма. Средняя зарплата рабочих в 1911 году составляла чуть меньше 40 рублей, но даже высшие чиновники, такие как тайные советники, получали жалование в размере 500 рублей.

Как развивался авторынок царской России: мнение экспертов 1913 года

© rusneb.ru

Более подробно ознакомиться с книгой 1913 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В книге также говорится, что несмотря на слабое развитие автопрома в стране, а также небольшое количество качественных дорог (особенно в сравнении с другими странами Европы), долгие снежные зимы и другие непростые условия эксплуатации, интерес к автомобилям в русском обществе всё возрастает.

Так, если в 1903 году в Россию было ввезено 37 единиц техники, то в 1904 — уже 115, в 1909 — 1039 машин, а в 1912 году — 3447.

Автомобильные новости