АвтоВАЗ лишился крупнейшего зарубежного рынка

aziaavto.kz
Тольяттинский автогигант после закрытия завода «Азия Авто» фактически полностью потерял крупнейший экспортный рынок – продавать машины в Казахстане теперь весьма проблематично.

Накануне стало известно об увольнении с 10 марта 1 969 сотрудников предприятия «Азия Авто», на котором собирались автомобили Lada для рынка Казахстана. С высокой вероятностью, возобновления производства на заводе уже не случится. Российский АвтоВАЗ владеет 25-процентной долей этого предприятия. Более того, все проданные за последние года автомобили Lada на местном рынке собирались крупноузловым методом как раз в Усть-Каменогорске.

По теме

Предприятие «Азия Авто» в соответствии с соглашением о промсборке от 24 мая 2010 года должно было построить до 1 июня 2017 года завод полного цикла. Позднее срок его сдачи перенесли на 31 декабря 2020 года. Выполнить обязательства компания так и не смогла. В результате к предприятию выставили счёт в размере всех полученных льгот – порядка 417 млн долларов. Фактически это гарантирует банкротство не только самому заводу, но и дилерской сети «Бипэк Авто», которая, по данным Drom.ru, продавала примерно половину всех машин в Казахстане.

Теперь АвтоВАЗу придётся решать проблему как внутренней сборки автомобилей в Казахстане, так и продажи транспортных средств на местном рынке. Вице-премьер страны Роман Скляр ранее предлагал перенести сборку Лад на завод «Сарыаркаавтопром» в Костанае. Без сборочных льгот Лады на казахском рынке будут неконкурентоспособны из-за высокой стоимости: на местном рынке представлены локализованные Hyundai, Chevrolet и Kia. Уже сейчас Lada Vesta стоит дороже местного Hyundai Accent. Подливает масла в огонь и тот факт, что на заводе «Сарыаркаавтопром» собираются прямые конкуренты Лады – автомобили JAC.

По теме

Прежде Казахстан был для Лады главным экспортным рынком: в 2018 году в этой стране реализовано 13,2 тыс. автомобилей, в 2019 - 15 тыс., а в 2020 - 17,5 тыс. Для сравнения, в Белоруссии в прошлом году было продано лишь 10,3 тыс. Лад. С большой вероятностью, в ближайшее время АвтоВАЗ наладит поставки в Казахстан машин российской сборки, но весомую долю продаж компания в любом случае потеряет. Если наладить производство машин на месте не получится, автомобили Lada очень быстро падут под натиском конкурентов.