quto.ru
Опубликовано 01 апреля 2014, 01:52

«АвтоВАЗ» теряет миллиарды

Колоссальные финансовые потери в размере 7,9 миллиарда рублей понес в 2013 году крупнейший автопроизводитель страны «АвтоВАЗ».

Второй год подряд отечественный «АвтоВАЗ» несет колоссальные финансовые потери. Убыток тольяттинского автогиганта в 2013 году составил 7,9 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом выручка снизилась на 13 миллиардов рублей, до 177 миллиардов рублей, говорится в сообщении компании о финансовых результатах ее деятельности по Международным стандартам финансовой отчетности (МФСО).

Ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности группы связано в основном со снижением продаж на российском автомобильном рынке.

«Прошлый год был непростым для нашей компании, — говорится в официальном заявлении нового президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. — Наша основная цель на 2014 год — сделать компанию прибыльной. Для этого мы сконцентрируемся на решении следующих задач: рост производительности труда, повышение качества выпускаемой продукции, запуск новых моделей и сокращение затрат. Уверен, что нашей команде под силу выполнить поставленные задачи».

Примечательно, что в опубликованном ранее отчете «АвтоВАЗа» об итогах работы по МСФО, за первую половину 2013 года компания понесла 2,6 миллиарда рублей убытков по сравнению с прибылью в размере 27,4 миллиарда рублей годом ранее. Получается, что за последующие полгода, компания потеряла 5,1 миллиарда рублей. Отметим, что в 2013 году «АвтоВАЗ» получил кредиты в размере 15,219 миллиарда рублей от ряда банков, с которыми у него заключены кредитные соглашения.

Ранее новый глава «АвтоВАЗа» швед Бу Андерссон, вступивший в должность в январе, заявил, что для того, чтобы обеспечить предприятию устойчивую финансовую прибыль, руководители компании разработали комплекс неотложных мер, состоящий из 220 пунктов.

Так, производство Lada планируется увеличить на 10,5% в 2014 году и выпустить 484 тысячи машин.

Кроме того, на «АвтоВАЗе» запланирована работа, направленная на оптимизацию модельного ряда и комплектацию производимых автомобилей, а также на регулирование и контроль запасов готовой продукции. Среди объявленных мер значится серьезное сокращение накладных расходов и ограничение периода расчетов для дилеров.

Повлиять на положение дел отечественного производителя также должны новые соглашения с поставщиками: Андерссон просит их улучшить логистику, снизить стоимость деталей на 5%, увеличить отсрочку по платежам за запчасти с 45 до 90 дней.

В 2014 году запланирован выход на рынок нового автомобиля под брендом Lada — хетчбэка Lada Granta, а также автомобиля Lada Priora с роботизированной коробкой передач. В 2014 году общество планирует расширить производство автомобилей для альянса Renault-Nissan за счет трех новых моделей под брендами Renault и Datsun.

Как объяснил «Газете.Ru» старший менеджер PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко, стандарты МФСО дают гораздо более объективную оценку по сравнению с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Именно их используют аналитики для составления прогнозов.

Генеральный директор тольяттинского агентства «Автостат» Сергей Целиков называет убытки «АвтоВАЗа» закономерным результатом на фоне серьезного снижения объема продаж компании в 2013 году.

«В прошлом году у «АвтоВАЗа» достаточно сильно упали продажи, это привело к тому, что выручка и прибыль стали сокращаться, — рассказал Целиков «Газете.Ru». — Эти результаты можно назвать финансовой констатацией рыночного фактора».

Целиков считает дальнейшее наращивание объемов производства адекватной мерой для улучшения финансовых результатов компании.

«На «АвтоВАЗе» производят не только Lada. Здесь собирают Nissan Almera, начинают собирать Dutsun и Renault. На любом рынке нужно искать свои ниши и возможности для роста. Ряд сегментов растет, к примеру, тот же Renault в прошлом году заметно подрос», — отметил эксперт «Газеты.Ru».

Он уверен, что в текущем году у отечественного автогиганта есть все шансы сработать в ноль.

«Я считаю, что в 2014 году для «АвтоВАЗа» вполне реально выйти «в ноль», — говорит Целиков. — Если «АвтоВАЗ» удержится на уровне прошлого года, то при текущем рынке это будет очень хорошим результатом. Рынок упадет на 5–8%, и сработать лучше рынка для «АвтоВАЗа» будет достижением».

Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов также считает, что главным фактором роста убытков стало именно снижение продаж.

«Это плохие, но вполне ожидаемые результаты. Продажи упали, а цены они не могли переложить на покупателей — отсюда такое ухудшение результатов, — говорит Беспалов «Газете.Ru».

— Что касается чистой прибыли, то эти две цифры сравнивать нельзя — в 2012 году «АвтоВАЗ» получил разовую прибыль за счет продления беспроцентных займов».

Тот факт, что компания заключила новые кредитные соглашения, аналитик объясняет тем, что операционный денежный поток у «АвтоВАЗа» был отрицательным, при этом была запланирована большая инвестиционная программа — поэтому выхода у компании не было, пришлось занимать деньги.

Аналитик уверен, что в 2014 году продажи «АвтоВАЗа» не вырастут.

«Рост будет наблюдаться только по контрактной сборке. Но «АвтоВАЗ» только производят эти автомобили, а сбыт лежит на компаниях-партнерах. Улучшение финансовых результатов в 2014 году будет достигаться не за счет наращивания объемов производства, а благодаря существенному сокращению издержек. На уровне чистой прибыли у компании по-прежнему будет убыток, но по операционной прибыли они смогут выйти в «ноль» или даже в «плюс», — уверен Беспалов.

Scriptio: Алина Распопова.

Автомобильные новости