Для каких чиновников собирают премиальные автомобили

Автомобильный журналист рассказал о чиновниках, для которых в России собирают премиальные автомобили.

Ограничить аппетиты чиновников в покупке автомобилей пытались многие. Достаточно вспомнить инициативу по пересаживанию их на «Волги» и запрет на покупку машин дороже двух миллионов рублей. Ни одна из затей не вышла, но попытки не останавливаются. В конце 2012 года появилась информация о том, что Минпромторг и Минэкономразвития подготовили постановление, которое ограничит госзакупки иностранных товаров, имеющих аналог в зоне Таможенного союза. В эти товары попали и автомобили. Суть этих ограничений сводится к тому, что чиновникам теперь придется покупать транспортные средства, которые собираются только в России, Белоруссии или Казахстане.

В отличие от России, Белоруссия и Казахстан не могут похвастаться обширной линейкой производимых автомобилей, поэтому закупаться госслужащим придется тем, чем порадует их отечественный автопром. А выбрать есть из чего.

Для чиновников младшего ранга под Питером производят Toyota Camry и Ford Mondeo. Для тех, кто посолидней, в Калининграде собирают BMW 5-й и 7-й серии, кроссоверы X5 и X6, большой внедорожник Cadillac Escalade, а на днях во Владивостоке с конвейера сошел первый экземпляр обрусевшего Toyota Land Cruiser Prado.

Кому-то этого списка покажется более чем достаточно, но только не нашим чиновникам. Ведь в России не собирают легковые автомобили Mercedes-Benz и Audi. Автомобили из Ингольштадта и Штутгарта станут доступны для чиновников, если они воспользуются лазейкой и убедят Минпромторг и Минэкономразвития, что аналогов этим автомобилям на территории Таможенного союза не производится. Могу предположить, что под расплывчатую формулировку «отсутствие аналогов» чиновники попробуют доказать, что аналог и прямой конкурент Audi A8 и Mercedes-Benz S-классаBMW 7-серии — таковым не является. Уже слышал шутки, что они попробуют доказать, что «семерка BMW» совсем другая машина, что кожа там не той выделки, колесные диски не того дизайна, а подсветка приборов не того цвета. Как на этом можно вообще ездить? Мол, аналог Mercedes-Benz S — это Mercedes-Benz S, а аналог Audi A8 — это Audi A8 и только. Но вряд ли у них пройдет этот номер.

Понимают это и европейцы. Так, в Audi уже приняли решительные меры и объявили, что ради наших чиновников они готовы организовать сборочную линию на уже существующем заводе в Калуге.

Концерн Volkswagen, владеющий Audi, уже давно собирает автомобили под Калугой, но производство самой Audi там в настоящий момент отсутствует. Сборку планируют сделать чисто формальной, то есть крупноузловой. Машины, как и раньше, будут делать в Германии, потом там же у них будут откручивать колеса и снимать двигатель, затем в виде машинокомплектов завозить в Россию, минуя высокие пошлины, и наконец методом отверточной сборки, как конструктор «Лего», заново собирать их в единое целое.

Компанию Audi понять можно, ведь ее автомобили А6 и А8 занимают значительную долю в гаражах различных госструктур. Они давно полюбились чиновникам и имеют свою аудиторию. Прогулявшись в Москве у любого министерства, можно легко обнаружить на парковке с десяток этих автомобилей, которые, как правило, и зимой, и летом стоят с работающими двигателями.

Не так давно был скандал с российским представительством компании Daimler «Мерседес-Бенц Рус», сотрудники которого в период с 2000 по 2005 годы платили российским чиновникам за контракты на поставку своих автомобилей. Скандал не утих, а расследование не завершилось до сих пор.

За эти дорогие игрушки государство расплачивается деньгами с продажи нефти и налогами: простые граждане из своей зарплаты отчисляют деньги на содержание 6-миллионной армии чиновников, которые, по сути, вынуждают нас самих покупать продукцию «АвтоВАЗа».

Заградительные пошлины и другие ухищрения чиновников сделали стоимость действительно хороших автомобилей в России одной из самых высоких в мире.

Точной цифры, во сколько ежегодно обходится чиновникам их автопарк, нет. В 2011 году бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков публиковал данные своего расследования относительно автомобильных аппетитов госструктур в период кризиса 2007–2009-го. Полной информации ни у кого не оказалось, но и те данные, что собрал опальный депутат, приводят в настоящий шок: в момент, когда нужно было затянуть пояса, чиновники закупили автомобилей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes более чем на 4,5 миллиардов рублей. И это в кризис! Есть подозрение, что сейчас эти траты только возросли. Но машины не только покупают. В том же 2011 году, сразу после внесения в Госдуму законопроекта о запрете на покупку чиновниками автомобилей дороже двух миллионов рублей (который так в итоге и не утвердили), сама Госдума арендовала у компании «Гема» (эта та, что рекламирует премиальные автомобили в московском метро) 386 автомобилей на сумму почти 4 миллиарда рублей. Так что рынок госзакупок автомобилей остается очень лакомым кусочком для автопроизводителей: на кону миллиарды.

Конечно, на служебных автомобилях ездят чиновники и в Европе, и в США, но в основной своей массе это машины не люксового сегмента, а обычный средний или даже гольф-класс. Есть даже уникальные примеры вроде того, что мэр Лондона предпочитает велосипед, а мэр Нью-Йорка — метро. Закупать машины класса люкс, когда миллионы граждан живут за чертой бедности, любят в азиатских и африканских странах. Мы с вами, видимо, недалеко от них уехали.

Scriptio: Юрий Недре.