До 2020 года планируется сократить смертность на дорогах на четверть

Больше внимания детям и электронным средствам контроля. Именно на эти пункты делает ставку новая федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы».

Проект этой программы обсуждали на заседании общественного совета при МВД РФ. Документ разногласий не вызвал, поэтому был принят абсолютным большинством голосов.

Как раз сейчас заканчивает свое действие предыдущая ФЦП безопасности дорожного движения. Она была рассчитана с 2006 по 2012 год. Окончательных результатов по ней еще нет. Однако стоит напомнить, что при принятии этой программы предполагалось сократить смертность на дорогах в 1,5 раза. То есть на треть. Сейчас уже очевидно, что эта часть программы не выполнена до конца. Но смертность на дорогах реально сократилась.

Тогда за отсчет была взята статистика 2004 года, в котором на дорогах погибло более 34 тысяч человек. По словам начальника главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Нилова, в 2011 на дорогах погибло почти 28 тысяч человек. То есть разница составила почти 20 процентов. Это был бы хороший результат, если бы не заявленные изначально 33 процента.

Но нехорошее влияние на статистику оказало сразу несколько факторов. Во-первых, колоссальный рост количества транспортных средств. Сейчас у нас прибавляется почти по два миллиона машин в год. А если кто не помнит, то в 2008 году количество автомобилей выросло более чем на три миллиона. Также именно в эти годы изменился сам способ подсчета погибших. В 2006 году погибшим в ДТП считался каждый, кто умер в течение недели после аварии. Сейчас — каждый, кто скончался в течение месяца. Свою лепту внесли и громкие аварии, которые подвергли Госдумы на работу в срочном порядке над новыми поправками в Административный и Уголовный кодексы. А давно лежащие на полках, но столь же необходимые законопроекты, снова были отложены.

На сей раз у МВД более реальные планы. Проект программы, по словам Виктора Нилова, продолжение действующей, и подготовлена она с учетом ошибок прошлой. Одна из ее особенностей — широкое внедрение технических инноваций. Почти половина средств, заложенных в программу, рассчитана именно на такие вещи. Это внедрение знаков, оснащенных светодиодным освещением на пешеходных переходах, вообще освещение переходов, новые светофоры.

Конечно же, будут финансироваться проекты по развитию фотовидеофиксации правонарушений. По словам Нилова, уже установленные сейчас камеры позволили сократить количество аварий в опасных местах в разы.

Отдельной темой в новой программе звучит детская безопасность. В 2011 году на дорогах погибло свыше 900 детей. Для снижения детской смертности и травматизма проектом предусмотрен ряд мер, в том числе по обустройству объектов дорожной инфраструктуры около детских садов и школ, усилению работы с детьми на занятиях и уроках.

Почти три миллиарда рублей будет выделено на установку дополнительных технических средств для организации дорожного движения на прилегающих к детским садам и школам территориям. Безопасному поведению на дорогах будут учить, начиная с детского сада. Но с педагогами — тоже проблема. Поэтому почти 500 миллионов рублей выделяется на обучение преподавателей.

Общая сумма, по сравнению с ныне действующей программой, на все эти мероприятия увеличена почти вдвое. Но это еще не все средства. Дело в том, что регионам они будут выделяться только на определенных условиях. Если в действующей программе от регионального бюджета на финансирование проектов требовалось только 30 процентов, а все остальное покрывал федеральный бюджет, то теперь система изменится. От местных бюджетов потребуют половину вложений. Столько же вложит и федеральный бюджет. Но при том условии, что местные власти программу уже полностью подготовили, составили смету и выделили соответствующие средства на ее реализацию. То есть федеральные деньги — будут неким бонусом.