quto.ru
Опубликовано 15 марта 2023, 15:00
2 мин.

Эксперты опасаются, что параллельный импорт автомобилей уйдёт в теневую зону

Из-за этого покупатели машин могут столкнуться с рядом проблем
Росстандарт может запретить использование машин, ввезённых по «серым» схемам. По данным Минпромторга, в 2022 году физлица ввезли в Россию 221 тыс. автомобилей — это половина от общего числа поставленных в нашу страну машин из-за рубежа. Всего в прошлом году в Россию из других стран поставили 443 тыс. ТС. Эти транспортные средства поступают в продажу и в дилерские сети. В РФ проще и дешевле поставлять машины от физлиц, чем проверять их через юрлицо. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) считает, что иногда альтернатив вовсе не существует. Эксперты предупреждают, что подобный импорт может стать теневым, в результате чего покупатели рискуют пострадать из-за отсутствия гарантии на машины или последующего отзыва разрешительных документов при проверках.
Freepik

В 2019 году, до всех санкционных сложностей, в Россию было ввезено около 300 тыс. автомобилей, причём везли их юридические лица — официальные дистрибьюторы иностранных марок, а «физики» привозили всего несколько десятков тысяч машин. Сейчас тренд кардинально поменялся, — пояснил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Весной прошлого года в России начала действовать упрощённая процедура оформления документов на ввозимые автомобили. На машину нужно оформить свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС) или заключение об оценке единичных транспортных средств (ЗОЕТС). Первое выдается физлицам при ввозе автомобиля для собственных нужд. Второй документ нужен юрлицам на единичные экземпляры машин. Его ввели вместо одобрения типа ТС (ОТТС), чтобы упростить поставки машин.

ЗОЕТС выдает только одна инстанция — подведомственный Минпромторгу автомобильный НАМИ. А вот СБКТС можно получить во множестве лабораторий. Поэтому дилерам проще и быстрее перекупать машины у физических лиц. При этом чем больше будет ввозиться автомобилей через граждан, тем выше риск, что регулярность таких поставок будет ограничена.

В Национальном автомобильном союзе полагают, что схема ввоза через физлиц уводит параллельный импорт в серую зону, а сами дилеры таким образом уходят от налогообложения.

Антон Шапарин считает, что покупатели могут столкнуться с проблемами из-за отсутствия гарантии на автомобили, ввезённые «серым» путём, а также невозможности гарантийного обслуживания в текущих условиях рынка.

Кроме того, проблемой может стать и отзыв СБКТС. Уже в 2022 году Росстандарт отозвал его у десяти автомобилей, ввезенных в РФ физлицами. Это привело к аннулированию электронных ПТС и невозможности эксплуатировать эти машины. Ведомство регулярно проводит проверки лабораторий, выдававших такие документы. Причинами отзыва могут стать недостаточная аккредитация самого учреждения или отсутствие реальной проверки и осмотра каждого ТС.

Автомобильные новости