Эксперты предсказывают 15%-й рост российского авторынка по итогам года

Компания PricewaterhouseCoopers обнародовала результаты исследования российского автомобильного рынка в первом полугодии текущего года.

Как отметил Стенли Рут, партнер PWC, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, в первом полугодии 2010 года рынок легковых автомобилей вырос на 3% в количественном выражении (с учетом подержанных иномарок, но без малотоннажных грузовиков) и на 9% – в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост продаж в сегменте традиционных российских брендов вызван в первую очередь государственной программой утилизации. Наибольший рост произошел в сегменте иностранных автомобилей российского производства, главным образом, благодаря эффекту импортозамещения.
Средняя цена автомобиля возросла на 7%. В первую очередь ее увеличению способствовали укрепление курса рубля и отсутствие продаж со скидками (чем характеризовалось 1-е полугодие 2009 года). В то же время, средняя цена не выросла еще больше благодаря росту доли отечественных автомобилей и недорогих иномарок, как произведенных в стране, так и импортированных.

Динамика продаж последних месяцев может свидетельствовать о том, что после года стагнации рынок начинает восстанавливаться и в количественном, и денежном выражении. Во многом это происходит благодаря государственной поддержке. В июне 2010 года был зафиксирован самый большой объем продаж, начиная с января 2009 года.

Если говорить о распределении рынка по сегментам, то покупательная способность обеспеченных слоев населения восстанавливается быстрее. Как следствие, продажи премиальных брендов растут активнее, чем рынок в целом. Еще больше увеличили свою рыночную долю производители бюджетных автомобилей.

Этот прирост был достигнут за счет среднего сегмента. Его предкризисный рост сменился падением, которое происходит в течение последних полутора лет. Показатели большинства брендов среднего сегмента, за исключением корейских и производимых локально, пока хуже рынка в целом.

Не обошел вниманием Стенли Рут и «феномен KIA». По мнению PWC, основными причинами успеха KIA являются быстро обновляемый модельный ряд, увеличенная до 5-ти лет гарантия, появление собственных кредитных программ, а также активная маркетинговая поддержка, которую новый единый импортер оказывает дилерам.

Для современного российского рынка характерно «восстановление» очередей на покупку автомобилей. Это обусловлено «турбулентностью» экономики, которая не позволяет более точно прогнозировать будущие продажи. Местные производители (включая зарубежные бренды) не в состоянии резко увеличить производство. Большое количество поставщиков комплектующих не позволяет производству оперативно реагировать на колебания спроса. Кроме того, наращиванию объемов поставок препятствуют ограничения импорта автомобилей в Россию, а также страновые квоты автопроизводителей.

По информации PWC, очередь на покупку автомобиля Mercedes-Benz может составить 3 месяца, на Opel и Chevrolet - до 4-х месяцев, а на наиболее популярную «классику» АвтоВАЗа и Renault Logan очереди в некоторых регионах превышают полгода.

Из наиболее заметных на российском авторынке тенденции PWC отмечает следующие. Во-первых, вводятся и будут вводиться в действие новые производственные мощности зарубежных автопроизводителей. Запущен новый завод «ПСМА Рус» (совместное предприятие PSA Peugeot Citroёnи и Mitsubishi Motors) с плановой годовой мощностью 125 тыс. единиц. В начале 2011 года Hyundai запустит в Санкт-Петербурге конвейер, способный производить до 150 тыс. автомобилей в год. К 2014 году Fiat Sollers планирует увеличить свои производственные мощности в Татарстане до 300 тыс. автомобилей в год, а к 2016 году – 500 тыс. единиц.

Большой интерес производители проявляют к сектору бюджетных автомобилей. Volkswagen в сентябре начинает продажи, созданного специально для российского рынка Polo Sedan ценой 10 тыс. евро. О своем желании увеличить долю в бюджетном ценовом сегменте сообщили практически все производители, работающие в России: Hyundai (Verna), Citroёn (модификация C4) и другие.

Как отмечает PWC, китайские производители пытаются закрепиться в России. В июле 2010 года на ТагАЗе начнется производство китайского седана BYD F3. До конца года планируется выпустить 10 тыс. таких автомобилей. В августе на Черкесском заводе «Дервейс» начнется производство автомобилей Haima 3 (дочернее предприятие FAW Group). В 2010 году запланировано производство 1,5 тыс. автомобилей, в 2011 году - до 7-и тысяч единиц. На данный момент на заводе уже собираются китайские Lifan Breez (план на 2010 год – 7200 автомобилей) и Geely(запланировано выпустить до 25 тыс. машин). Китайский автопроизводитель JAC (Jianghuai Automobile Co.) намерен выйти на российский рынок во второй половине 2010 года. В Россию планируется импортировать микрокар А0, хетчбэк и две модели семейных кроссоверов.

В начале года в рамках оптимистического сценария эксперты PWC предполагали 15%-й рост продаж в количественном выражении при общем объеме продаж около 1,6 млн. автомобилей. При пессимистическом сценарии ожидалось снижение продаж примерно на 5% (~1,3 млн. автомобилей).
В связи с расширением программы утилизации и улучшением макроэкономической ситуации в стране PWC считает, рынок покажет результат по верхней границе прогноза - около 1,6 млн. автомобилей. Правда, оговаривается, что это возможно при отсутствии резких изменений в экономике.
«Пока еще слишком рано говорить об однозначном восстановлении рынка», - говорит Стенли Рут. Рост продаж и производства традиционных российских брендов был вызван, в первую очередь, программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, объясняется во многом эффектом импортозамещения. На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательствами коренного изменения.