quto.ru
Опубликовано 22 декабря 2011, 19:23

Реформа техосмотра может лишить автомобилистов полисов ОСАГО

Новый порядок прохождения ТО может не вступить в силу, как планирует государство, с 1 января 2012 года.

Реформа техосмотра (ТО) автомобилей, запущенная по предложению президента Дмитрия Медведева, может быть сорвана. Талоны ТО нового образца, без которых автомобилисты не смогут получить полисы ОСАГО, даже не начали печатать, пишет газета «Коммерсантъ». Проблемы есть и на законодательном уровне: уполномоченные ведомства не успевают написать необходимые документы к 1 января 2012 года, когда должен, по замыслу Медведева, заработать новый порядок прохождения ТО.

Медведев в апреле 2011 года заявил, что действующая система техосмотра себя изжила и нуждается либо в существенном упрощении самой процедуры прохождения ТО, либо в полной отмене. Вскоре был разработан закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (принят в июле 2011 года). Правительство РФ утвердило новый порядок прохождения ТО 5 декабря. Техосмотром будет заниматься не МВД, а независимые станции технического обслуживания. Аккредитовывать и вести реестр станций будет Российский союз автостраховщиков (РСА), постановил кабинет министров. Союз должен будет контролировать деятельность операторов ТО и проводить проверки. Продолжительность техосмотра должна составлять от 10 до 68 минут в зависимости от категории транспортного средства.

Установив общие принципы реформы, государство не смогло полностью обеспечить ее в практическом отношении. Для вступления в силу нового закона о ТО понадобилось рекордное число подзаконных актов: Минтранс, МВД, Федеральная служба по тарифам, Минэкономики, Минфин, Минрегион разрабатывали 29 документов. Основная часть нормативных актов принималась в течение последних полутора месяцев. Некоторые крайне важные документы не приняты до сих пор (например, правила аккредитации операторов), констатирует издание. «Несколько месяцев ушло только на перераспределение среди ведомств полномочий, которые раньше были в МВД», — объяснил задержку источник газеты в правительстве.

Вдобавок к этому, порядок обеспечения бланками операторов техосмотра так и не принят. Утверждена только новая форма талона — он будет выполнен на зеленом фоне (раньше — на синем). В новом документе не будет указываться государственный номер, что позволит не менять талон при смене собственника машины. «К сожалению, пока нет правовых оснований для изготовления и выдачи талонов,— заявил во вторник, 20 декабря начальник управления по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порванов.— Мы делаем все возможное, чтобы решить эту проблему». В «Гознаке» газете подтвердили, что не получали заказа на печать.

Дополнительное свидетельство того, что новый порядок фактически не заработает с 1 января 2012 года, дали сами чиновники. «К 1 января все необходимые документы будут приняты. Дальше будем смотреть по практике: если что-то будет плохо работать, то придется в экстренном порядке править документы», — приводит газета слова заместителя директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Евгения Ковтуна. «Первые месяцы 2012 года будут тяжелыми, — признался первый заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Швецов. — Пока нет наработанной нормативной базы, технологий, будет происходить притирка программного обеспечения, возникают вопросы по талонам».

Главными пострадавшими в этой ситуации издание называет водителей. Газета приводит данные РСА, согласно которым в следующем году процедуру техосмотра пройдут около 14-15 миллионов автовладельцев. Без талона страховая компания не имеет права выдать полис ОСАГО, а за отсутствие полиса инспекторы ГИБДД могут снять номера и наложить штраф в размере 500-800 рублей. «На данный момент существует несколько сценариев развития событий. Может быть, система и запустится, но в очень сыром виде, что приведет к хаосу, — заявил изданию руководитель одного из крупных операторов ТО, пожелавший сохранить анонимность. — Сама процедура потеряет смысл, особенно если не будет работать база ГИБДД: талоны станут выдавать бесконтрольно за взятки». По его мнению, есть и другой сценарий: «полный коллапс в связи с нехваткой талонов». В качестве примера он привел Санкт-Петербург, где, по его словам, остались два пункта ГИБДД, «где еще есть остатки старых бланков». В эти пункты ТО выстроятся огромные очереди, и так произойдет с жителями других городов, предсказывает собеседник издания.

Автомобильные новости