Представляем 15 великих отечественных машин, созданных по образу и подобию западных аналогов или выпускавшихся в нашей стране по лицензии. Автомобили, как известно, клонировали во все времена. Сегодня, например, этим активно промышляют многочисленные китайские компании. Баловался этим в советские времена и отечественный автопром. Да ещё как! Представляем 15 великих отечественных машин, созданных по образу и подобию западных аналогов или выпускавшихся в нашей стране по лицензии. ГАЗ А (1932 год)В 1932 году в Союзе началось производство американского фаэтона Ford-A (производился с 1927 года). Лицензионный автомобиль получил имя ГАЗ А. Все чертежи модели были закуплены у Ford Motor Company в 1929 году. Позже на основе этой модели были созданы цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4. Автомобиль оснащался 3,3-литровым 40-сильным мотором. Всего было произведено 41 917 машин. Несколько автомобилей сохранилось до наших дней. ГАЗ М-1 (1936 год)Знаменитой «Эмке», увидевшей свет в 1937 году, уготовано было стать самым первым массовым советским седаном. И всё это благодаря заокеанскому Ford Model B. Машину скопировали с рестайлингового Fourdoor Sedan образца 1934 года. Любопытно, что всю оснастку отечественным инженерам пришлось изготавливать с нуля — в Союз привезли лишь чертежи автомобиля. О полном клонировании речи, конечно же, не идёт — шасси пришлось серьёзно переработать: у автомобиля появилась новая рама, иные рессоры, привод тормозов и рулевое управление. Колёса также заменили на свои. Всего было выпущено 62 888 ГАЗ М-1. ГАЗ 64 (1941 год)За основу знаменитого советского военного внедорожника ГАЗ 64 был взят американский Bantam BRC40, ставший, в свою очередь, базой для легендарного Willys MB. Неудивительно, что на создание машины потребовался всего 51 день. Чертежи были скопированы настолько тщательно, что создателям авто даже пришлось подгонять мосты от ГАЗ-61 под параметры оригинала. Позже на основе ГАЗ 64 был создан ГАЗ 67. ГАЗ 67 (1943 год)ГАЗ 67 получил серьёзные изменения по сравнению с предшественником, в том числе увеличенную колею. При создании машины отечественные конструкторы вдохновлялись, в первую очередь, ленд-лизовскими Willys MB (производился с 1941 года), развитие которого шло параллельно с советским ГАЗ 64. Всего за период с 1943 по 1953 год было выпущено 92 843 экземпляра. ЗИС-110 (1945 год)Легковой автомобиль высшего класса под названием ЗИС-110 внешне был клоном американского Paccard 180. Создатели премиальной модели помнили о любви Сталина к заморскому производителю и не стали сильно отдаляться от прообраза. Вождю не давал покоя тот факт, что на этом авто ездил президент США Франклин Делано Рузвельт. Внешность машины немного осовременили, а габариты увеличили. В основе машины лежало рамное шасси. В качестве двигателя использовалась рядная нижнеклапанная «восьмёрка». Агрегатная база — исключительно отечественная. Всего было произведено 2 089 экземпляров модели. ГАЗ-М-20 «Победа» (1946 год)Советская «Победа» была одним из самых передовых автомобилей в мире на момент своего выхода в 1946 году. Модель стала первым советским авто с несущим кузовом понтонного типа и обладала великолепной аэродинамикой (Сх=0,31). Пожалуй, единственным серьёзным заимствованием отечественных конструкторов в данном случае стала подвеска от Opel Kapitan. Автомобиль получился столь интересным, что был скопирован уже у нас: по мотивам «Победы» был создан английский Standard Vanguard, выпускавшийся с 1947 года. Мало того, «Победа» породила целую эпоху в автодизайне. За 12 лет производства было выпущено 241 497 ГАЗ-М-20. «Москвич-400» (1946 год)Первая массовая советская малолитражка — копия Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937–1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G. Поскольку оригинальная техническая документация не сохранилась, советским инженерам пришлось воссоздать модель на основе имеющихся автомобилей. Позже был налажен выпуск усовершенствованного Москвиич-401. Модель пользовалась неплохим спросом: за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов. ГАЗ М-12 ЗИМ (1949 год)Первый представительский автомобиль Горьковского автозавода создавался для советской элиты, поэтому за основу модели изначально предлагалось взять зарубежный автомобиль. ЗИМ не стал точной копией какой-то конкретной модели, однако сходство с американским Buick Super (1940–1958 гг.) не отметить просто невозможно. ГАЗ-21 «Волга» (1956 год)Сверхпопулярная «Волга» образца 1956 года своими обводами почти полностью повторяет американский Ford Mainline (1952–1956 гг.). Незначительные стилистические отличия можно заметить разве что в оформлении передка советского авто. Заморский аналог не только копировался внешне, но и применялся для оценки ходовых качеств на сравнительных испытаниях. Что касается начинки «Волги», она почти полностью была оригинальной. ГАЗ-13 (1959 год)Даже представительская «Чайка» — по сути клон аналогичных по классу «американцев». Присмотритесь, к примеру, к Ford 59. А вот ещё несколько аналогичных по облику моделей: Packard Patrician (1955), Lincoln Capri (1955), Mercury (1955). В салоне советского лимузина также есть заимствования стилистики продукции фирмы Packard и других именитых брендов. ЗАЗ-965 «Запорожец» (1960 год)Отечественный автомобильчик особо малого класса создан по образу и подобию итальянского Fiat 600. Крайне удачный «европеец» был творчески переработан и адаптирован к советским реалиям. Силовая структура перекочевала на «Запорожец» почти без изменений. Стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными с поворотными «форточками». Шасси машины также сильно переработали и усилили. ЗАЗ-966 (1966 год)В следующем поколении народного «Запорожца», прозванного «ушастым», отчётливо просматриваются черты немецкого NSU Prinz 4 образца 1961 года. Впрочем, технически автомобили совершенно разные: «Запорожец» получил иное конструктивное и технологическое оформление. Не обошлось и без влияния на инженеров американского Chevrolet Corvair. ЗИЛ-114 (1967 год)А вот ещё один мелкосерийный советский лимузин, в котором отчётливо просматривается... появившийся несколькими годами ранее Lincoln Continental (1964). Советский ЗИЛ-114 интересен своими техническими решениями. В частности, на модели применялся гидроусилитель рулевого управления и автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Впрочем, на зарубежных аналогах всё это было и раньше. ГАЗ 24 «Волга» (1967 год)Знаменитая «Волга», поставленная на конвейер в 1967 году, не была точной копией какой-то конкретной зарубежной модели. При этом в её обводах угадываются линии, к примеру, Ford Falcon образца 1962 года. Перед нами своеобразный микс, вобравший все характерные черты дизайна своего времени. ВАЗ 2101 (1970 год)Ну а историю «копеечки» знают все. Эта отечественная малолитражка — модернизированная копия итальянского Fiat 124, переработанная советскими инженерами: задние дисковые тормоза заменили на барабанные, подвеску и трансмиссию усилили, внесли коррективы во многие другие узлы и агрегаты. Всего насчитывалось порядка 800 нововведений по сравнению с прототипом. Дальнейшая линейка «классики» — лишь вариации на тему Fiat 124.
Если ретромобили хранятся в гаражах, то у них есть шанс на восстановление и новую жизнь. А те, что были забыты на улице и десятилетия были подвержены влиянию погоды, обычно не имеют ни малейшего шанса. Однако иногда благодаря опытным фанатам своего дела удаётся восстановить даже самые запущенные случаи. Этот Ford 1934 года — один из таких автомобилей. Ford Model B выпускался с 1932 по 1934 гг. Найденный в лесу 88-летний автомобиль прожил бурную жизнь, но последние 50 лет простоял под открытым небом без движения. Пять десятилетий на кузов этого раритетного Ford воздействовала стихия, поэтому выглядит автомобиль не лучшим образом. Однако несмотря на солнце, дождь и снег, он всё ещё подлежит восстановлению. Спасательную операцию выложили на YouTube-канале Classic Car & Muscle Car. Чтобы вытащить автомобиль из-под земли, пришлось даже вызывать экскаватор.Машина всё ещё цела, но всё же находится в плохом состоянии. Весь кузов покрыт ржавчиной, а интерьер требует полной переделки, чтобы стать пригодным для использования. Двигатель, конечно, больше не заводится, но это логично с учётом того, сколько времени этот Ford провёл без движения. Автомобилю потребуется полноценная реставрация, которая, скорее всего, будет стоить дороже, чем та же ретро модель в нормальном состоянии.