Завод имени Лихачева славен правительственными лимузинами и грузовой техникой, но одна из его самых поразительных разработок должна была служить космической отрасли. Шестидесятые… Время лунной романтики, когда сверхдержавы, одолеваемые грезами о полете к спутнику Земли, создавали космические корабли. Штаты корпели над ракетой-носителем "Сатурн-5", а советские инженеры из ОКБ-1 под началом академика С. П. Королева создавали Н-1, размышляя о неизбежных логистических трудностях. Дело в том, что космического странника предстояло производить на предприятии в Самаре (тогда Куйбышев), а затем транспортировать на космодром Байконур, который находился в казахстанской степи примерно в полутора тысячах километров. Разобранную ракету предполагалось доставлять по железной дороге, но этот метод оказывался достаточно проблемным. Во-первых, по правилам перевозки столь крупногабаритный груз следовало, условно говоря, разделить на более компактные составляющие. Во-вторых, это автоматически означало масштабную досборку на космодроме. Одна сложность являлась следствием другой, затягивая процесс. ОКБ-1 пришлось искать альтернативный логистический вариант. Согласно новому плану ракетные блоки надлежало доставит на барже вниз по Волге до Гурьева, а дальше грузить компоненты монстра на… автомобиль. Правда, это должна была быть необычная машина, а сооружение невероятных размеров, способное взять на свои "плечи" груз не менее 25 тонн. Разумеется, это стало бы решением – в частности, вторую и третью ступень в сборе доставляли бы на Байконур, а первую разделили на три части. Но кто смог бы создать "атланта"? НАМИ и даже БелАЗ отказались от сложной задачи, а зиловцы приняли вызов и даже пообещали увеличить грузоподъемность в четыре раза!Техническое задание было уникальным. Инженерам СКБ ЗиЛ предстояло построить многоосную машину с полным приводом. Как все это разместить в рамках одной конструкции? Предприятие смогло и в 1967 году был создан невиданный внедорожный макет ЗиЛ-135Ш. В данном случае "макет" не означает масштабную копию – зиловцы построили полностью функционирующий автомобиль, несущий принципиальные решения перспективного монстра, но имевший гораздо более скромные размеры.Пожалуй, главными изысками анатомии стали поворачивающиеся передние стойки, а также компоновка и типы двигателей – именно так, во множественном числе. На передней оси стояли стойки, схожие с таковыми у самолета Ил-18 – с четырьмя колесами, расположенными соосно. Ход подвески составлял 450 мм. На этом сюрпризы не заканчивались – в каждое переднее колесо был встроен 15-киловаттный электродвигатель. То есть, в машине применены мотор-колеса как на БелАЗе или новейшем гиперкаре Rimac C_Two.Также наличествовал и бензиновый 7,0-литровый двигатель мощностью 180 л.с., который приводил 120-киловаттный генератор, питавший мотор-колеса. Но вышеупомянутыми агрегатами набор не ограничивался – в "корме" был размещен второй бензиновый V8, который передавал тягу на задний мост от ЗиЛ-130 посредством двухступенчатого автомата. Его задача, в частности, заключалась в улучшении проходимости по бездорожью и выполнение функции запасной установки на экстренный случай. Диковинная схема и предопределила формулу 4x4+2x2 – задний привод действовал не всегда.Еще одной поразительное особенностью проекта стало рулевое управление с несколькими режимами работы, включая поворот на 90 градусов, благодаря чему автомобиль мог разворачиваться вокруг своей оси. Для полноразмерного транспортера подобная маневренность была жизненно необходима, ибо его размеры поражали воображение: грузовая платформа 10,8x21,1 м, колея 11,2 м, дорожный просвет минимум 1 м, две кабины и 32 колеса на восьми стойках с гидропневматической подвеской от Ил-18! На его фоне макет терялся, хотя и отнюдь не был малышом. Так, длина экспериментального аппарата составляла 9460 мм, колесная база – 4460 мм, ширина – 3660 мм, высота – 3120 мм. Снаряженная масса – 12,9 т.В 1967 году транспортер успешно прошел испытания на полигоне в Бронницах – хорошо показал себя при движении по разным покрытиям, а его сложные системы проявили себя надежными и вообще с лучшей стороны. Тем удивительнее обстоятельство, что гигантский тягач так и не увидел свет – ОКБ-1 приняло решение отказаться от необычного ЗиЛ и сделало ставку на железнодорожные перевозки. Подобный итог в определенном смысле закономерен, ибо транспортер оказывался дорогим в эксплуатации и сложным в производстве. Да и перевозка ракеты-носителя по степям не походила на увеселительную прогулку. Судьба экспериментального ЗиЛ-135Ш неизвестна. По некоторым, пусть и неподтвержденным данным, уникальный грузовик могли попросту разобрать…
SHOT: срок действия водительских удостоверений планируют повысить вдвое. В 2024 году планируется принять поправку, после введения которой срок действия прав увеличтся вдвое — с нынешних 10 сразу до 20 лет. Об этом сообщил SHOT со ссылкой на источник из Госдумы. Принятая поправка, скоре всего, начнёт действовать не раньше 2025 года. Ещё одна новость касается автоматического продления водительских удостоверений. Те документы, срок действия которых истекал до 31 декабря 2023 года, автоматически продлевались на 3 года. Было подсчитано, что таких автомобилистов насчитывается около 5 миллионов. Однако введённое ранее «автопродление» вскоре будет отменено: с 1 января 2024 года чтобы продлить права, будет необходимо посещать отдел ГИБДД и делать медицинскую справку. Новые права выдадут на 10 лет. Это коснётся около двух миллионов водителей.Между тем, МВД разработало новый регламент сдачи экзамена на водительское удостоверение, документ должен начать работать следующей весной — с 1 апреля 2024 года. Получить права станет проще, например, увеличится сумма штрафных баллов, при которых экзамен считается проваленным.