Запрет алкоголя за рулем полностью пролоббирован ГИБДД
Идею отменить норму допустимой дозы алкоголя для водителей озвучил президент РФ Дмитрий Медведев в марте 2010 года. Но, как говорят источники из Думы, запрет пить за рулем полностью пролоббирован сотрудниками ГИБДД (якобы у них сильно упали доходы), и в ближайшее время соответствующий закон будет принят.
Напомним, законопроектом предусматривается исключить из ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях примечание, допускающее возможность управления транспортным средством при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 г на 1 л крови или до 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха. Проще говоря – предлагается вернуться к “сухому закону”, который, собственно, и действовал в России до 2008 года.
Наказывать водителей, садящихся за руль в подпитии, кажется логичной идеей. Страшно читать о жутких случаях, когда пьяный водитель давит ни в чем не повинных людей. Однако к сожалению, традиционно в России к пьяным наблюдается снисходительное отношение – не случайно практически все эксперты, комментируя тему пьянства за рулем, не могут обойти вопрос “национального менталитета”. Сегодня за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения водителя лишают прав на 1,5-2 года, а для водителей, уже лишенных прав, но все же севших за руль в пьяном виде наказание и вовcе “детское”: всего 15 суток или 5 тыс. рублей!
В связи с этим полный запрет на употребление алкоголя за рулем (сегодня допустимо 0, 3 промилле в крови или 0, 15 мгр на 1 л воздуха) с одной стороны кажется логичным. Однако же речь по-прежнему не идет об ужесточении самого наказания, хотя не раз обсуждалось предложение пожизненно лишать прав таких водителей. Нужно согласиться, что есть и другой, в некотором смысле философский аспект. Во многих странах существует допустимая норма алкоголя в крови (обычно до 0, 5, промилле) – собственно, с оглядкой на Европу и принималась в свое время соответствующая поправка в России.
Как прокомментировал нам депутат ГосДумы и владелец компании “Рольф” Сергей Петров, можно говорить о том, что такие решения демонстрируют уровень доверия правительства к своим гражданам и мнение об их личной ответственности . “Полный запрет на алкоголь означает, что мы своим гражданам не доверяем, – говорит эксперт. – Это решение также невольно иллюстрирует принципы, которыми мы руководствуемся в своей законодательной и правоприменительной практике. Мы ориентируемся на слабых и худших. Как эскадра определяем свой ход по самому тихоходному кораблю”.
“Насколько такой подход конструктивен? – продолжает депутат. – Очевидно, что если сильных и ответственных меряют по меркам слабых, это унижает. Потому что заставляет заранее быть виновным. По большому счету, равнение на слабых замедляет развитие и фиксирует отсталость”. Г-н Петров допускает, что толку от нововведения может и не быть. “Жесткость закона еще никогда не была гарантией его исполнения. Не думаю, что наличие полного запрета на алкоголь существенно скажется на аварийности. Не угроза наказания сама по себе является самодисциплинирующим фактором, а только личная ответственность граждан”.
Если следовать принципу принимающих закон (мол, русские пьют, пили и будут пить), ужесточение норм может привести к увеличению числа взяток. Впрочем, ряд экспертов отмечает, что в сегодняшней ситуации сотрудники ГАИ зарабатывают на взятках гораздо больше. В случае, если закон примут, сотрудники ГИБДД, скорее всего, откажутся от использования алкотестеров, и водители сразу будут отправляться в больницу на освидетельствование, говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Это неплохо, но водители и сегодня не должны проходить освидетельствование на месте.
В конечном итоге те, кто пожелает сэкономить время, все равно будет отделываться взяткой. Так что, по большому счету, новый закон мало что изменит, едины эксперты.
“Я с самого начала не поддерживал инициативы введения каких-либо норм алкоголя в крови (и в воздухе)”, – говорит Травин. По мнению эксперта, существует большая разница между “клинической” картиной опьянения (внешний вид, способность ровно идти, внятная речь и т.д), и “биологической” (содержание алкоголя в крови и воздухе).
“Бывает, что человек принял “дозу”, но организм его устроен так, что это не сказывается на его состоянии, – говорит правозащитник. – Не всегда при наличии биологической картины имеется и клиническая картина опьянения. Сейчас хотят сделать как: если больше 0 (промилле – ред.), - значит пьяный. А он не пьяный, он в порядке! А бывает так, что человек “с бодуна”, на нем алкотестер уже ничего не показывает, а сам он никакой: ничего не видит, руки трясутся, голова раскалывается. Отсюда вопрос: что более опасно? Содержание алкоголя в крови или состояние водителя?”
Как считает В. Травин, решить вопрос сможет только внедрение системы определения клинической картины опьянения и соответствующего тестирования (с использованием спецоборудования). “Нужно сделать так, как это работает на Западе – не врачам-наркологам отдавать (которым пьяные нужны для плана), а определять реальное состояние с помощью приборов. Когда это будет сопровождаться тестированием водителя, я готов на отмену любых промилле. Я считаю, что если судить только по биологической картине, то это глупость полная. Но у нас не смотрят и не собираются смотреть на клиническую картину – а цифры не всегда говорят о состоянии, они говорят о содержании”.
Scriptio: Елена Костякова.