Современные автомобили — дорогие и технически сложные устройства, рассчитанные на длительный срок службы и имеющие внушительный ресурс. При правильном подходе и бережном обращении они могут служить многие десятилетия. Однако за эти годы их владельцы легко могут разориться на содержании и запчастях. Не в последнюю очередь благодаря конским ценам на работы, связанные с обслуживанием. Мы поможем вам сберечь семейный бюджет. Осваиваем 10 простейших операций, которые сэкономят немало денег, времени и нервов. Прежде всего, запомните одну простую истину: провести простейшие операции по обслуживанию автомобиля может любой владелец машины любой марки — будь в вашем распоряжении древняя «Калина» или только что отполированный BMW последней серии. Технически они различаются лишь в нюансах — у всех есть шины, щётки стеклоочистителей, фильтры, масла, технические жидкости, ремни и прочие расходники, диагностику и замену которых вы можете провести самостоятельно, с минимальным набором знаний и инструментов. А то и вовсе без них! Добавим также, что уметь делать это обязан каждый действительно уважающий себя Автомобилист. Здесь мы дадим только самые простые рекомендации. При желании этот список можно расширить. Для безопасности и удобства рекомендуем вам вооружиться защитными перчатками и очками, а также ненужной одеждой. Пригодится простейший набор шанцевого инструмента, пара ключей и отвёрток. 1. Проверка и долив технических жидкостей О том, что именно, где и как проверять, доходчиво рассказывается в инструкции, которая прилагается к вашему автомобилю. Именно в «мануале» приводится перечень применяемых масел и прочих технических жидкостей, а также даются рекомендации по их проверке. Периодический контроль за их уровнем и состоянием, а также своевременная замена — непременное условие обеспечения вашей безопасности, долгой и беспроблемной службы автомобиля. Возьмите за правило хотя бы раз в неделю проверять уровень тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя рулевого управления (если он есть), охлаждающей жидкости, моторного масла и, изредка, масла в трансмиссии (если такая возможность конструктивно предусмотрена). На это требуется всего пара минут. Пригодятся тряпочка и фонарик, чтобы можно было подсветить расширительные бачки сзади.Уровень технических жидкостей должен находиться в диапазоне между отметками «min» и «max». При этом тормозную жидкость и жидкость гидроусилителя можно залить до чуть большего значения, а вот с маслами трансмиссии и двигателя, а также с охлаждающей жидкостью этого делать не стоит: лишнее масло может выдавить сальники, а охлаждайка просто выльется на землю через перепускной клапан, когда вы прогреете мотор. В случае если требуется доливка какой-то из жидкостей, обратитесь к руководству от автомобиля — в этой книжице указаны их спецификации. При этом вовсе не обязательно применять продукцию брендов, рекомендованных автопроизводителем. Достаточно, чтобы они соответствовали нужным спецификациям. К примеру, если в вашем моторе залито масло 10w40, вы можете лить туда любое моторное масло 10w40, в зависимости от собственных предпочтений, то же относится к тормозной жидкости или охлаждайке, например, DOT 4 и G12 соответственно. Экономия здесь может быть как прямой (на материалах), так и опосредованной (устранение проблем, ведущих к крупным дорогостоящим поломкам, к примеру, выходу из строя коробки передач из-за отсутствия в ней масла). 2. Проверка шлангов системы охлаждения и ремня допоборудования Убедившись, что все жидкости в порядке, а крышки на их бачках закрыты, присмотритесь к ремню дополнительного оборудования и резиновым шлангам системы охлаждения мотора. Также осмотрите все шланги и патрубки системы охлаждения — они не должны иметь трещин и потёков. Особое внимание обратите на область хомутов. Для тщательной проверки рекомендуем сильно сжимать шланги рукой и изгибать их в разных направлениях. Разумеется, делать это можно лишь при выключенном моторе и при низкой температуре охлаждайки. Не забывайте, что внезапная утечка охлаждающей жидкости приведёт к перегреву двигателя, а починка шлангов в полевых условиях — задача трудновыполнимая. Вам может потребоваться всё тот же эвакуатор и немало банкнот.Ремень чрезвычайно важен для нормального функционирования многих систем автомобиля. Его обрыв приведёт к отключению генератора, кондиционера и гидроусилителя руля (если он имеется). Оставшись без зарядки батареи, вы сможете проехать всего несколько десятков километров до полного обездвиживания автомобиля. Ремень — копеечная деталь с ограниченным сроком службы, однако его обрыв вдали от цивилизации потянет за собой недешёвую транспортировку на эвакуаторе или буксировку на тросе, а нередко ещё и покупку нового аккумулятора. Иными словами, потребует многих тысяч рублей. Перед поездкой убедитесь, что на ремне нет трещин и признаков разрушения. 3. Проверяйте шины Осмотр шин — не менее ответственная операция. Даже без специнструмента можно заметить приспущенное колесо, порезы и повреждения покрышек. Не забывайте, что именно из-за проблем с шинами происходит значительная часть аварий. Особое внимание уделите проверке глубины протектора и равномерности износа. Для этого можно использовать предусмотренные производителем маркеры или, к примеру, обычную монетку. Не забывайте, что покрышки с порезами на боковинах и «грыжами» лучше без раздумий заменять на новые, как и шины, изношенные до маркеров. Хотя бы раз в неделю-две проверяйте давление во всех колёсах, а также «запаске» при помощи манометра.Всегда поддерживайте давление, которое рекомендует производитель вашего авто (значения есть в инструкции и на стойке кузова машины). Если заметили, что одно из колёс медленно спускает, хорошенько осмотрите его — с большой вероятностью вы найдёте в нём саморез, гвоздь или иной предмет. Отремонтируйте шину в специализированной мастерской. Помните: контроль за покрышками приводит к серьёзной экономии средств. При нарушении углов установки колёс или проблеме с элементами подвески вы можете «убить» дорогостоящую резину за две-три сотни километров. 4. Самостоятельно меняйте щётки стеклоочистителей Изношенные щётки стеклоочистителей не менее опасны, чем «убитые» покрышки. Именно от них зависит видимость при неблагоприятных погодных условиях. На них же наживаются дилеры и автопроизводители, изобретая самые немыслимые системы креплений и продавая брендовые щётки за баснословные деньги. Обращайте особое внимание на состояние резиновой части щёток. В большинстве случаев её можно купить отдельно в обычном гипермаркете за пару сотен рублей и самостоятельно заменить, оставив при этом старый, ещё вполне работоспособный каркас. Если же требуется полная замена, не спешите к официальным дилерам — в автомагазинах вы сможете подобрать не менее качественные аналоги за гораздо меньшие деньги, и, разумеется, самостоятельно их заменить. 5. Очищайте клеммы аккумуляторной батареи Клеммы аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации окисляются, что приводит к ухудшению зарядки, а нередко и к иным неприятностям, связанным с некорректной работой бортовой сети.Устранить эту проблему сможет каждый автомобилист. Понадобится пара ключей на 8/10, наждачная бумага и несколько минут свободного времени. Снимите клеммы с аккумулятора и тщательно очистите все поверхности с помощью «шкурки» и ветоши. Во время этой процедуры будьте внимательны, дабы не замкнуть контакты между собой. Затем подсоедините клеммы обратно и хорошенько их затяните. 6. Самостоятельно меняйте воздушный фильтр мотора Замена воздушного фильтра двигателя — простейшая операция, для осуществления которой вам может потребоваться разве что отвёртка, да несколько минут времени. Грязный фильтр ухудшает приток воздуха и негативно сказывается на работе мотора и топливной экономичности. А визит к дилеру для его замены — пустая трата денег и времени. Потому что сами вы сделаете эту работу во много раз быстрее! Для этого нужно открыть пластиковую коробку и сменить фильтрующий элемент на новый. Только и всего! По сложности это сопоставимо с заменой картриджа в принтере. 7. Осмотр и замена салонного фильтра Ровно то же относится к салонному фильтру. Наиболее сложное в этой процедуре — выяснить, где именно он находится. Если не знаете — подсмотрите в интернете или спросите на профильном форуме.Своевременно и самостоятельно заменяя эту недорогую, но полезную штуку, вы не просто ограждаете себя от проникновения загрязнений в салон извне, но и предупреждаете возникновение всевозможных заболеваний, а значит, экономите на лекарствах. На этом фильтре оседают пыльца растений и органические частички, которые постепенно обрастают грибками и плесенью. По возможности применяйте угольные фильтры — они стоят лишь немногим дороже обычных, но лучше отсекают неприятные запахи и защищают от бактерий. 8. Самостоятельно полируйте фары Фары головного света современных машин нередко изготавливаются из пластика. С годами они мутнеют и покрываются царапинами. Между тем, от них зависит безопасность и комфорт вождения в тёмное время суток. Помните, что поликарбонат прекрасно шлифуется не только в автоцентрах, но и в домашних условиях. Менять фары на новые или отправляться в специализированную мастерскую вовсе не обязательно. Вооружившись абразивом и нехитрым инструментом, вы собственноручно приведёте оптику машины практически в первозданный вид. Главное, не забудьте тщательно отмыть их пресной водой перед полировкой. Не помешает и специальный инструмент. О том, как правильно полировать фары, мы подробно рассказали здесь. 9. Осматривайте сайлентблоки и резиновые уплотнения В рулевом управлении и подвеске любого автомобиля есть немало элементов, сделанных из резины. Этот материал обладает ограниченным сроком службы — быстро стареет, трескается и разрушается, утягивая за собой в утиль шаровые опоры, рулевые наконечники, а то и целые коробки передач (на некоторых моделях масло в коробке удерживает пыльник полуоси). Заметить повреждения резиновых элементов можно при визуальном осмотре. Помните: если вы заметили надрывы на пыльниках или отслоения металлической части от резины в сайлентблоке, это повод для скорейшей замены данных узлов — своими силами или силами сервисменов. Не ждите неприятностей и заранее купите эти детали при первой возможности. Изношенные рулевые наконечники и тяги приводят к преждевременному износу покрышек, на замену которых вы потратите кругленькую сумму. 10. Самостоятельно меняйте масла Замену моторного или трансмиссионного масла может выполнить каждый. В самом худшем случае вам потребуется демонтаж защиты картера. Однако обычно нужен всего один ключ — для сливной пробки. Эта простейшая операция выполняется за несколько минут и избавляет от традиционных сомнений: а правда ли сменили на сервисе масло и фильтр, а если сменили, то на что именно?Разумеется, сперва надо прикупить новое масло соответствующего объёма и масляный фильтр — какое и сколько, ищите в инструкции. Ослабив затяжку пробки сливного отверстия и масляного фильтра, прогрейте двигатель до рабочей температуры. Затем подставьте под сливное отверстие подходящую ёмкость и слейте старое масло. Заверните пробку, смените масляный фильтр и залейте новое масло, ориентируясь по меткам на щупе. Не забудьте закрыть крышку на заливной горловине. И не забудьте утилизировать отработку — просто выбрасывать её в мусор нельзя.