Опубликовано 28 мая 2024, 21:21
6 мин.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

Новые купить – не предлагать!
Несколько лет – и новая, некогда блистающая хрусталём головная оптика автомобиля затирается: песок, дожди и снег, грязь, щётка зимой и грязная тряпка летом, а так же вездесущий ультрафиолет дело свое делают. Пластик мутнеет, обрастает сколами и ссадинами. Со временем фара перестает справляться со своей ключевой задачей – освещать дорогу, а водитель встает перед непростым выбором: либо купить новую оптику, либо заниматься реанимацией старой. Это всегда вынуждено и всегда в самый ненужный момент. Так что имеет смысл рассмотреть все возможные решения этой насущной для ежегодно стареющего российского автопарка проблемы.
Adobe Fotostock

Покупка новой головной оптики

Казалось бы, лучший вариант, как ни крути: что может быть лучше нового? Однако, в случае с фарами, всё не так просто: оригинальный комплект стоит чуть дешевле крыла от «Боинга» и чугунного моста, так что в трёх случаях из трёх речь идёт о покупке «аналога». Сложно поверить, что обладатель автомобиля за 500 000 рублей пойдет и купит себе в магазине фары за 140 000 рублей, не так ли? Фирма Depo известна всем, качество понятное, срок службы прогнозируем. Казалось бы. Однако, на практике всё не совсем так. Во-первых, фары вышеобозначенного производителя тоже недёшевы, а с февраля 2022 года найти их на некоторые модели автомобилей достаточно сложно. Во-вторых, «Депо» мутнеют за пару лет, а начинают «потеть» ещё раньше: видимо, на рынке преобладают подделки даже на аналоговую продукцию. Так что решение на приобретение самого известного из всех аналогов оптики в мире может стать, как минимум, временным. Но, вместе с тем, довольно дорогим. Поэтому оставим этот вариант на откуп олигархам и пойдём дальше – в мир народных решений.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Freepik

Полировка

Самый простой, изученный и распространенный способ восстановления оптики – полировка. Это вполне актуальная процедура для относительно свежих автомобилей, а так же для фар, которые ранее восстановительным процессам не подвергались. Рассказы о том, что полировать можно и без шкурки опустим, поскольку развести грязь и потратить время можно куда веселее и с меньшими трудозатратами. Сняв фару и тщательно её отмыв – кстати, банные процедуры сразу же улучшат её свойства, поскольку на отражателе за годы тоже накапливается грязь – аккуратно ставим на место, оклеиваем периметр малярным скотчем, шлиф-машинка, три типа абразива градацией 1500-2000-3000, полироль и устройство для её нанесения. А так же вода: либо пульверизатор, либо просто ведёрко. В процессе полировки фара должна быть мокрой. Далее – пару слов о полировальных пастах. Все баночки и флакончики, на которых написано «для ручной полировки» - честно будет называть не полировальными, а составами для глубокой мойки. Они дадут результат, видимый глазу, может даже показаться, что удалось победить проблему «малой кровью», но серьёзно воспринимать такую победу не стоит – через месяц всё вернется на круги своя. Поэтому после прохода последней трехтысячной «шкуркой», наносим пасту точками и оранжевым кругом доводим поверхность до зеркального блеска. При должном усердии и малой периодичности перерывов на всю процедуру уйдет около двух часов.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Adobe Fotostock

Глубокая шлифовка и покрытие лаком

Увы, описанный выше подход актуален только для достаточно свежих автомобилей, а средний возраст машины в России – 15 лет. Тут предстоит идти по более сложному, энергоёмкому, но столь же доступному каждому пути – снимать весь защитный слой лака и наносить заново. Первым делом нужно «снести» весь (sic!) заводской лак. Сделать это следует по двум причинам: во-первых, нанося новое покрытие, есть шанс получить «апельсиновую корку» и подрыв лака, а во-вторых, некоторые «следы эксплуатации» - буквально сквозные, а их «нивелирование» подразумевает глубокую полировку. Благо, граница заводского лака с пластиком видна глазами, так что берём в руки набор шкурок и начинаем полировать: начинаем с 600, далее 720, потом «тысячная». Можно работать машинкой – постоянно проверяя температуру и не перегревая пластик - можно руками. Можно «по мокрому» - так проще с точки зрения температуры и частоты смены шкурок- можно и «на сухую». Тут, как говорится, на вкус и цвет исключительно. А вот обезжирить подготовленную к покраске поверхность – обязательно.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Adobe Fotostock

В «перелачивании» фар есть только одна тонкость: собственно, сам лак и его выбор. На личном опыте, все попытки обойтись тривиальным лаком в аэрозольном баллончике из магазина автозапчастей обернулись в итоге неудачей: подрывы, апельсиновая корка, посредственный внешний вид, много «шума» и пузырей. Светит фара лучше, но выглядит позорно. Причина проста: для покрытия фар нужен двухкомпонентный лак. И тут есть два пути: первый – это краскопульт с классическим смешиванием лака с отвердителем, и супердорогие – около двух тысяч рублей - новомодные флаконы, которые при взбалтывании в стиле бармена, разбивают внутреннюю ампулу и смешивают лак с отвердителем. Увы, третьего не дано. Далее – всё предельно просто: три слоя с межслойным интервалом в 20 минут. По итогу, если хочется прямо выставочного эффекта или ещё не хочется идти домой, можно заматовать двухтысячной «шкуркой» и отполировать полировальной пастой всем известного бренда на оранжевом круге. Вид иметь будет!

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Freepik

Плёнка

Проблемы с лаком натолкнули многих на идею от него и вовсе отказаться: сносим верхний защитный слой ЛКП, полируем пластик абразивом 1500-2000-3000, полируем фару, а сверху наклеиваем ту самую «бронеплёнку», которой предлагают защитить капот и бампер от камней. Купить материал можно на рынке, в магазине, заказать на маркете, а так же, подключив воображение, взять абсолютно бесплатно в мастерской винила и тонировки, где её выбрасывают. Ведь защитное покрытие тонировочной пленки, которое удаляют при оклейке, никому не нужно. Ну, кроме тех, кто хочет в гараже восстановить помутневшие фары. Плёнку всегда наносят на мыльную воду, на чистую и обезжиренную поверхность, после чего разглаживают силиконовым шпателем – 100 рублей в любом строительном магазине – а после, достигнув нужного результата, подрезают. Не сильно хитрое занятие, но материала стоит брать с запасом, потому что, как известно, первый блин – всегда комом. Эффект получается весьма убедительный и аккуратный, а служит ничуть не меньше лака. Случись что – проще заменить, ведь рука-то уже набита.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© 5star

Замена стекол

Все вышеперечисленные методики актуальны при одном условии – пластик цел. Если на нем есть трещина, то шлифуй – не шлифуй, исправно фара работать не будет. Казалось бы, есть повод дать слабину и купить новую, но нет, не в России. Ведь уже очень давно у нас продаются новые стекла почти для любой автомобильной оптики. Найти – дело трёх кликов. Мистер Холмс не успеет забить трубку. Но стекляшку мало купить – её нужно еще наклеить. А тут не обойтись без строительного фена, которым нужно разогреть все места примыкания прозрачной части к блоку фары, после – аккуратно разделить эту воистину неразлучную парочку. Кто хоть раз пробовал – обязательно вымученный юмор поймёт. Дело в том, что клей, которым и склеены две половинки, настолько могуч и тягуч, что процесс займет немало времени. А после придется стоически счищать остатки состава, что ещё дольше. Зато потом можно отмыть все внутренности фары до зеркального блеска. В прямом смысле слова.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Freepik

Далее в дело вступает стекольный герметик: о нём стоит знать только одно – тюбик можно открыть один раз, так что две фары нужно клеить буквально подряд, закончить завтра уже не получится. Намазав состав и плотно соединив, нужно аккуратно убрать «негодные остатки», после чего убедиться в точности положения первого относительно второго и плотно склеить малярным скотчем. На следующий день можно ставить. Любая из описанных выше операций доступна, технических и практических сложностей не несёт, а от мастера потребует лишь усердия и аккуратности. А так же немного инструмента и расходников, часть которых можно безболезненно и бесплатно позаимствовать у соседа. Во всем остальном – это не так уж дорого: самая маленькая коробочка полировальной пасты на развес обойдется в 100-150 рублей, шкурки – ещё две-три сотни. Лак – по возможностям и настроению. Новое стекло для фары можно найти от 2500 рублей. Но это точно будет в разы дешевле, чем в мастерской.

Как поступить с помутневшими от времени фарами?

© Adobe Fotostock

Автомобильные новости