Творческих узбеков!

Упоминаемые автомобили
Показать всеСкрыть
Еще по темам:
Daewoo Nexia. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Daewoo Nexia. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

- Эй, братан, проходи давай…

Палец упирается мне в спину, словно ствол пистолета.

- Проходи, братан, времени нет…

Бесцеремонные узбеки (очевидно, из службы безопасности UzDaewoo), которые подгоняют журналистов во время экскурсии по заводу, - это даже забавно. А вот жара… Пот пропитал рубашку насквозь, тело сплошь покрыто жирной липкой пленкой. Душ, где душ? Но некогда: нас ждет заводской трек и "новая" Nexia с индексом N150, которая наконец-то пришла на смену "старой" Нексии N100. Той самой, на которой я проездил три невыносимо долгих года…

Под крылом потрепанного Ту-134 национальной авиакомпании Узбекистон Хаво Йуллари о чем-то поет бескрайнее море Ферганской долины - одинаковые серые сарайчики с низкими двускатными крышами жмутся один к другому вплоть до горизонта. Глинобитные одноэтажные жилища, крытые серым от старости шифером, полуразрушенные магазинчики советских времен, ирригационные каналы с детишками, барахтающимися в мутно-бурой воде… Пустые дороги, на которых лишь изредка мелькнет старый Москвич-412 или Daewoo Damas. И серая пыль на лиловой черешне в заводской столовой, которая сразу вызывает в памяти плакат на стене Андижанского аэропорта: "Предостерегайтесь от желудочно-кишечных инфекционных заболеваний!"

Здравствуй, Азия.

А главное - жара: в цехах UzDaewoo потеешь, как в бане! Как узбеки тут работают? Ничего, даже улыбаются…

Созданный в 1992 году как "половинное" (50:50) совместное предприятие Республики Узбекистан и чеболя (финансово-промышленного конгломерата) Daewoo, автозавод был построен в густонаселенной Асаке за два года - с 1994-го по 1996-й. Вполне современные и чистые корпуса, небольшой трек для обкатки свежесобранных машин, полный цикл производства - начиная со штамповочного цеха, где рулоны листового металла под ударами пяти тысячетонных прессов превращаются в кузовные детали Нексий, Дамасов и Матизов, продолжая огромным автоматизированным окрасочным комплексом и заканчивая двумя нитками сборочного конвейера. Обычный завод - не хуже и не лучше какого-нибудь китайского ("здесь мы иногда вскрываем зубилом кузова, а тут у нас дождевальные камеры").

Подсборка кузовных панелей ведется вручную, с помощью сварочных клещей, финальная сварка осуществляется автоматически роботами ABB. Кузов Нексии состоит из 170 штампованных деталей, свариваемых в 43 подсборки, кузов Матиза — 140 штамповок и 42 подсборки. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Подсборка кузовных панелей ведется вручную, с помощью сварочных клещей, финальная сварка осуществляется автоматически роботами ABB. Кузов Нексии состоит из 170 штампованных деталей, свариваемых в 43 подсборки, кузов Матиза — 140 штамповок и 42 подсборки. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Правда, у тех же китайских Chery или Geely есть собственное моторное производство. А UzDaewoo - классическое автосборочное предприятие. У завода еще с 90-х годов есть восемь местных "половинных" СП с южнокорейскими поставщиками - они делают глушители, приемные трубы и балки в дверях, бензобаки, бамперы, аккумуляторные батареи, жгуты проводки, коврики, собирают сиденья и снабжают завод лакокрасочными материалами PPG. Локализованы производство остекления и штамповка стальных колес, сеть местных предприятий поставляет мелочи вроде полиэтилена для упаковки... Но и двигатели, и коробки передач, и компоненты шасси, и электроника, и большинство пластиковых деталей, и даже пенополиуретан для сборки сидений до сих пор поставляются из-за границы. В основном - из Южной Кореи.

Трудно создать полноценный автопром в стране дехкан и хлопкоробов…

Но узбеки пытаются.

- У нас двадцать шесть проектов в работе. Сборку нейтрализаторов и аудиосистем Clarion уже освоили, готовим производство радиаторов и элементов кондиционеров, решеток радиатора, элементов головной оптики… А вы правда из Авторевю? Мы вас читаем, спасибо!

Шнура-андона в цехах UzDaewoo нет — как говорят узбеки и американец Гарри Уэст, для обеспечения высокого качества сборки он не нужен. Правда, японцы и европейцы иного мнения…. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Шнура-андона в цехах UzDaewoo нет — как говорят узбеки и американец Гарри Уэст, для обеспечения высокого качества сборки он не нужен. Правда, японцы и европейцы иного мнения…. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Когда мне в шутку будут желать "творческих узбеков", я буду вспоминать этих ребят - молодых инженеров UzDaewoo. Глаза горят, лица одухотворенные… Только на вопрос о заводских зарплатах отмалчиваются и отводят глаза: в Узбекистане, как раньше в СССР, такие вопросы с иностранцами обсуждать запрещено.

Зато с каким энтузиазмом они рассказывают о "проекте N150"! По стенам развешаны плакаты с компьютерными моделями фар, задних фонарей, бамперов, крышки багажника "новой" Нексии. Сколько инженеров работало над проектом? "Да почти весь завод!" - гордо отвечают творческие узбеки.

О рестайлинговой Нексии-2 в Асаке говорили еще десять лет назад - равно как и о скором выходе UzDaewoo на проектную двухсоттысячную мощность и о строительстве огромного моторного завода в Ташкенте. Но кризисы в России и в Азии плюс банкротство Daewoo спутали все планы: в 2000 году узбекский завод встал, потом начал понемногу вновь набирать обороты. Поставки машинокомплектов из Кореи не прекращались, но "совместность" предприятия дала трещину. Дело закончилось выкупом узбекской стороной оставшейся 50-процентной доли UzDaewoo за $110 тысяч в 2005 году. Выгодное, кстати, мероприятие - ведь корейские вложения в завод явно превысили полмиллиарда… Как тут не вспомнить, что основатель Daewoo Ким У Чжун отбывает ныне десятилетний срок за финансовые махинации!

Таких вспомогательных манипуляторов в Асаке минимум — основу сборочных процессов составляет ручной труд. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Таких вспомогательных манипуляторов в Асаке минимум — основу сборочных процессов составляет ручной труд. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Тогда же, в 2005 году, и родилась "новая" Nexia.

В 90-х узбеки намеревались создавать обновленную Нексию-2 с помощью английского научно-технического центра Daewoo. Теперь о сотрудничестве с GM DAT можно было только мечтать, и разработку дизайна заказали независимому британскому инжиниринговому ателье Concept Group. Дизайн - полдела: нужно было освоить девяносто новых деталей, наладить отношения с пятнадцатью новыми партнерами. Фары для Нексии N150 делает южнокорейская фирма AMS (поставщик Renault-Samsung), "противотуманки" - Valeo, панель диагностики поставляет индийская Minda… И все это нужно было увязать, состыковать по срокам и довести до промышленной реализации.

Вот почему так горды узбеки из UzDaewoo: для них Nexia N150 - первый серьезный самостоятельный проект. Вот почему у них так горят глаза. "Да, мы внимательно следим за АвтоВАЗом, они здорово прогрессируют. Но и мы тоже не будем сидеть сложа руки…"

Nexia N150 на заводском обкаточном треке. Внешне она отличается от старой машины бамперами, радиаторной решеткой и светотехникой (фары с прожекторным блоком ближнего света прикрыты износостойким поликарбонатом). Как гласят заводские промоматериалы, «новая крышка багажника с проемом для номерного знака, интегрированная спойлером, придает оригинальность заднему виду автомобиля». Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Nexia N150 на заводском обкаточном треке. Внешне она отличается от старой машины бамперами, радиаторной решеткой и светотехникой (фары с прожекторным блоком ближнего света прикрыты износостойким поликарбонатом). Как гласят заводские промоматериалы, «новая крышка багажника с проемом для номерного знака, интегрированная спойлером, придает оригинальность заднему виду автомобиля». Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Однако переводишь взгляд на Нексию - и вновь вспоминаешь плакаты в андижанском аэропорту. "Чума - заразная болезнь". Если спереди "новая" Nexia еще может соперничать в красе с китайскими шедеврами автодизайна, то сзади… Нет ей равных - даже среди ладакалин и таврий-славут!

- Время разгона до сотни? Ну, это… С новым мотором "донц" она быстрее обычной. По секундомеру замеряли…

Донц? Заводской испытатель, неловко перехватывающий тонкий руль Нексии изнутри, имеет в виду DOHC - double overhead camshafts, "два распредвала в головке блока". Тянет "донц", то бишь 1600-кубовый шестнадцатиклапанник от Chevrolet Lacetti, может, и получше. Но главная передача в трансмиссии тут "подлиннее", чем была у моей Нексии с полуторалитровым восьмиклапанником, да и соответствие нормам Евро-3 даром не прошло.

Силовых агрегатов два — восьмиклапанник объемом 1,5 л (80 л.с.) и новый 110-сильный двигатель 1.6 DOHC, известный по Chevrolet Lacetti. Все моторы отвечают нормам токсичности Евро-3. «Автоматов» у Нексии не было и не будет. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Силовых агрегатов два — восьмиклапанник объемом 1,5 л (80 л.с.) и новый 110-сильный двигатель 1.6 DOHC, известный по Chevrolet Lacetti. Все моторы отвечают нормам токсичности Евро-3. «Автоматов» у Нексии не было и не будет. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Нет, не быстрее. Да и вообще, "каким ты был"… Здравствуй, старушка Нексия, здравствуй, тоска!

Как же я ненавидел этот одутловатый бесформенный кузов с приевшейся "шестиоконной" боковиной, уныло-покатым клювом передка и багажником, словно расплющенным шальным ударом руки! Самым страшным в Нексии была ее надежность. Обломанные витки задних пружин, отгнившие провода звукового сигнала, разболтанные сайлент-блоки - все это не мешало ей ездить, ездить и ездить: тупо, тихо, скучно. "Каждый автомобиль рано или поздно становится Опелем", - шутили в Европе 80-х годов, имея в виду именно эту ужасающую, безнадежную, беспробудную скуку. А ведь Daewoo Nexia была Опелем еще, так сказать, пренатально - до своего рождения в 1986 году лицензионной копией Кадета Е образца 1983 года. Который, в свою очередь, технически ничем не отличался от первого опелевского переднеприводника Kadett D 1979 года.

Технологии тридцатилетней давности вечны - Нексии выпускаются и ездят до сих пор как ни в чем не бывало. И ни "новая" внешность, ни нахлобучка на передней панели, ни комбинация приборов с "электронным" спидометром вместо прежнего механического не сделали Нексию другой. Разве в салоне стало чуть потише (в дверях появилась звукоизоляция). Но руль точно так же лежит на коленях, педаль тормоза "ватная", в ответ на отклонения баранки Nexia кренится и подруливает, на сброс газа - скользит передком наружу… При этом автомобиль с восьмиклапанным мотором на том же самом разворотном пятачке заводского трека уходит в занос с такой нездешней силой, что только успевай отруливать!

Что, у машин "сонц" (то бишь с одновальным мотором 1.5 SOHС) и "донц" разные настройки подвески? "Да", - уверенно отвечает один из испытателей. "Нет", - заверяет другой.

Мнения разошлись…

Рукоятки блока вентиляции планируют привести в соответствие с дизайном аудиосистемы Clarion. Климат-контроль, увы, даже не обещают. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Рукоятки блока вентиляции планируют привести в соответствие с дизайном аудиосистемы Clarion. Климат-контроль, увы, даже не обещают. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Ничего, решительно ничего не изменилось со времен нашего с Диваковым материала "Хром и молния": пять лет назад мы точно так же искали причину разного поведения Нексий с восьми- и шестнадцатиклапанными моторами. А причина проста до безобразия - все машины собраны по-разному. И теперь я знаю, почему. Завод-то в Асаке вроде хороший, но ни шнура-андона, которым нужно останавливать конвейер при обнаружении брака, ни каких-либо других признаков внедрения "японской" системы контроля качества нет. Зато у каждого третьего сборщика в руках - кувалда. Как и на китайских автозаводах.

- Андон? О, тойотовцы вам говорят лишь половину правды, они сами тормозят конвейер только в крайних случаях, - обличает коварных японцев американец Гарри Уэст. - Вот и у нас сначала рабочий зовет мастера и пытается устранить брак самостоятельно: зачем останавливать процесс?

Уэст - старый производственник, проработал на заводах концерна General Motors по всему миру более тридцати лет, а несколько месяцев назад прибыл в Асаку. Теперь он назначен заместителем директора новообразованного СП GM Uzbekistan: предприятие UzDaewoo все-таки вернулось "в лоно семьи". Детали сделки неизвестны, но теперь концерну GM принадлежит 25% узбекского завода - с возможным расширением доли до 40%. Пока свежие веяния - это Гарри Уэст в роли "надзирателя" и освоенная отверточная сборка трех моделей отделения GM DAT: Lacetti, Captiva и Epica. Но Chevrolet Lacetti вскоре должны перевести на промышленную сборку - и если степень локализации, как и у Нексий с Матизами, превысит 50%, то узбекские Lacetti можно будет экспортировать в Россию и Украину по льготным таможенным тарифам. А там и еще пара новых, пока не названных, моделей GM DAT подтянутся…

А Nexia? Она подобна российской Волге: скорее всего, нынешний рестайлинг - первый и последний. Да, у нее в ближайшем будущем должны появиться молдинги на боковинах, дверные ручки под естественный хват и более современные рукоятки блока вентиляции и отопления. Но ни усиленной структуры кузова, ни АБС, ни подушек, ни ремней с преднатяжителями, ни автоматических кондиционеров, как у вазовских Калин с Приорами, у Нексии не будет.

Аудиосистему марки Clarion с жутким звучанием уже собирают в Узбекистане. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Аудиосистему марки Clarion с жутким звучанием уже собирают в Узбекистане. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Не обидно ли, что из дружественного Узбекистана, пользуясь налоговыми льготами, к нам везут автомобили с уровнем безопасности тридцатилетней давности? Сколько можно покупать "бывшие Опели" - пресные, как пережеванная кем-то пища?

Так ведь и французы из Renault не против выпуска вазовской "классики", ГАЗ продолжает делать Волги, а GM Uzbekistan будет штамповать Нексии - до тех пор, пока есть спрос. А он есть. В Узбекистане - потому что рынок наглухо закрыт и нет альтернативы. В России - потому что Nexia дешева, проста и надежна, а из всех современных сертификационных норм для узбеков актуальны только требования к чистоте выхлопа. С этим проблем нет: все моторы для Нексии уже переведены на стандарт Евро-3. Правда, не за горами Евро-4. "Жесткие нормы, - сокрушенно кивает головой молодой инженер UzDaewoo. - Даже не знаю, как мы будем в них вписываться. Интересная задача!"

Раздуть эти искры интереса в глазах творческих узбеков - и есть высший смысл всего проекта UzDaewoo. Диверсифицировать экономику, дать людям высшее образование и интересную работу (а что может быть интереснее разработки новых автомобилей?), пусть даже ценой закрытого рынка, - именно для этого создавались Proton в Малайзии, сборочные автозаводы в Таиланде, все китайские СП… Кстати, южнокорейский чеболь Daewoo тоже начинал именно с Нексии. Сначала на ней учились делать машины корейцы, теперь - узбеки…

Daewoo Nexia. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Daewoo Nexia. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Кресла, плоские и аморфные, отличаются от старых лишь подголовниками — они могут стоять и сзади. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Кресла, плоские и аморфные, отличаются от старых лишь подголовниками — они могут стоять и сзади. Фото Леонида Голованова и Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Жаль, что ездить на "учебно-тренировочных" Нексиях в основном приходится нам, россиянам. Или не жаль? Может, старушка все же лучше вазовских Приор или китайского новодела?

Ответ на этот вопрос - в ближайших номерах Авторевю. И ответ, поверьте, более чем обстоятельный.

Scriptio: Леонид Голованов.

1 ноября 2008 г. 13:11:00 / Газета АВТОРЕВЮ

Система Orphus
Упоминаемые автомобили
Показать всеСкрыть

Еще по темам: Daewooпопулярные




все →
Спецпредложения:

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
979 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС LADA Дмитровское шоссе
746 500  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

Hyundai Solaris седан 1.6 MT
в автосалоне АГ-Моторс
772 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»