Опубликовано 08 декабря 2025, 18:47
2 мин.

Аналитики предрекают авторынку Китая в 2026 году серьёзный спад

Сейчас хорошие новости для автопрома страны приходят только от компаний, поставляющих свою продукцию за пределы КНР
В Китае зафиксировано сильнейшее с начала года падение автомобильных продаж. Китайский автомобильный рынок завершает этот год не так успешно, как прошлый. В ноябре жители КНР приобрели 2,24 миллиона новых машин, что на 8,5% меньше, чем годом ранее. Этот показатель стал самым сильным падением с января и вторым подряд месячным снижением.
Аналитики предрекают авторынку Китая в 2026 году серьёзный спад
Li Hongbo / VCG / Visual China Group / ТАСС

Генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей Цуй Дуншу назвал сложившуюся ситуацию «ненормальной». Обычно ноябрь и декабрь — самое пиковое время для продаж. По его словам, подобное произошло 17 лет назад. «Аналогичная аномалия наблюдалась в 2008 году, когда потребление находилось под давлением», — сказал он.

Главной причиной спада называют резкое снижение продаж машин с бензиновыми двигателями. Однако на их фоне ярко выделяется стремительный рост реализации электромобилей. В ноябре на электрокары и подключаемые гибриды пришлось рекордные 58,9% всех продаж. С января по ноябрь в рамках государственной программы субсидирования было обменяно более 11,2 миллиона таких автомобилей.

Именно предстоящие изменения в господдержке во многом влияют на текущую ситуацию. С 2026 года налоговые льготы на «зелёные» автомобили сократятся вдвое. Чтобы стимулировать спрос сейчас, многие производители предлагают собственные субсидии до 15 тысяч юаней (около 161 тысячи рублей) за заказы, оформленные до конца года, даже если поставка состоится уже в следующем.

Лидер электромобилизации в Китае — BYD — в ноябре впервые за долгое время показал снижение продаж в годовом сравнении, столкнувшись с жёсткой конкуренцией со стороны Geely и Leapmotor. При этом Tesla, напротив, нарастила продажи до 73 145 единиц после октябрьского минимума. Бренд-новичок Xiaomi третий месяц подряд продает более 40 тысяч машин и уже вышел на годовой рубеж в 350 тысяч автомобилей.

Эксперты прогнозируют, что в 2026 году конкуренция станет еще ожесточеннее, что может привести к существенному спаду реализации, несмотря на рекордное количество новых моделей. Власти, в свою очередь, уже исключили электромобили из списка стратегических отраслей на ближайшие пять лет, что указывает на новый этап развития рынка без активной господдержки.

Но автомобильный экспорт в КНР остаётся на высоком уровне. В ноябре поставки легковых машин за рубеж взлетели на 52,4%. Ожидается, что в следующем году основной рост экспорта обеспечат именно электромобили и гибриды — до 2,83 миллиона единиц (рост на 40%).