Опубликовано 10 ноября 2025, 15:31
2 мин.

Китайский авторынок показал неожиданное падение

Вместе с бензиновыми машинами замедлились продажи и электромобилей
Сокращение господдержки привело к снижению автомобильных продаж в Китае. Местный авторынок в октябре прервал восьмимесячный период роста и неожиданно перешёл к снижению в сравнении с тем же периодом прошлого года. Эксперты связывают эту тенденцию с ослаблением потребительской активности, которую до сих пор стимулировали меры государственной поддержки. Но теперь власти Поднебесной их начали активно сокращать, и вот уже есть первые результаты.
Китайский авторынок показал неожиданное падение
Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Согласно отчету Китайской ассоциации производителей легковых автомобилей, в прошлом месяце было реализовано 2,27 миллиона автомобилей, что на 0,8% меньше, чем в октябре прошлого года. Хотя даже ещё в сентябре рынок демонстрировал рост на 6,6%. Замедление затронуло и сектор «зелёных» машин. Темпы роста продаж электромобилей и подключаемых гибридов снизились более чем вдвое — до 7,3% против 15,5% в сентябре.

Генеральный секретарь ассоциации Цуй Дуншу пояснил такие результаты тем, что оптовые поставки дилерам в последнюю неделю октября были высокими, и ожидалось, что розничный спрос будет соответствовать этому уровню. Однако этого не произошло, что привело к росту складских запасов у продавцов.

Ситуацию накаляет постепенное сворачивание государственных программ стимулирования спроса. С 2026 года налоговые льготы на покупку электромобилей и гибридов, достигающие 30 тысяч юаней (около 340 тысяч рублей), будут уменьшены вдвое. В ответ многие автопроизводители, включая Xiaomi, Nio и Li Auto, уже начали предлагать собственные дисконтные программы до 15 тысяч юаней, чтобы простимулировать покупателей оформить заказы на следующий год.

Параллельно сокращаются и прямые государственные субсидии по программе обмена старых автомобилей на новые, которая в этом году помогла заключить более 12 миллионов сделок. Почти в 20 регионах Китая они были либо приостановлены, либо ухудшились условия, что также повлияло на покупательский спрос. Дополнительным фактором давления на рынок стало нежелание части молодежи приобретать личный автомобиль, и эта тенденция начинает расти.

В условиях вялого спроса конкуренция на крупнейшем в мире авторынке становится только острее. Так, у лидера местного рынка электромобилей BYD в октябре продолжилось падение продаж. В то же время компании Geely и Leapmotor, напротив, обновили рекорды, бросив вызов BYD в сегменте доступных моделей. Например, новинка — электромобиль Aion UT с запасом хода 500 километров и технологией быстрой замены батарей от CATL — уже конкурирует с самой бюджетной моделью BYD Dolphin. Стартовая цена первой — всего 49 900 юаней (около 567 тысяч рублей).

На этом фоне китайские автопроизводители активнее наращивают присутствие за рубежом. В октябре рост экспорта автомобилей из Китая вырос до 27,7% против 20,7% в сентябре.