На заре автомобилестроения наиболее продвинутые (и обеспеченные) граждане быстро оценили все преимущества личных транспортных средств с мотором. И одним из них стала возможность совершать поездки на большие расстояния с комфортом, особенно в тёплое время года. О наиболее интересных путешествиях и автопробегах максимально оперативно сообщали профильные издания. Например, «Автомобильная жизнь и спорт», издававшийся в Санкт-Петербурге. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить номер журнала от 22 августа 1909 года. Одним из главных спортивных мероприятий того времени стал автопробег из Санкт-Петербурга в Ригу и обратно. В гонке приняли участие 23 экипажа, а сама поездка заняла четыре дня, с 14 по 18 августа. «По дороге никаких инцидентов, шоссе охранялось полицией, образцовый порядок. У Пскова на повороте арка с надписью „Псков“, целые толпы народа. Прибывающие автомобили проследовали в гараж, в манеже Иркутского полка, где и пробыли до утра закрытые и запечатанные. Не дошли до Пскова две машины: Дюркоп № 2 Пузырёва и Лесснер №12 Шварца — обе поломались, хотя и незначительно, но предпочли вернуться домой», — говорится в статье.С утра оказалось, что одна из машин не может продолжать путь: у Fiat под 17 номером оказались очень сильно сломаны рессоры. Отмечается, что водитель ехал слишком быстро для такой плохой дороги, местами разгоняясь до 75 вёрст в час (80 км/ч). Шоссе от Пскова до Риги было намного лучше, что позволило участникам разогнаться и держать хороший темп, а останавливаться им приходилось только для ремонта или замены шин. В итоге добраться до конечной точки маршрута удалось уже к вечеру, и это с остановкой в роскошном имении В. Вульфа.Следующий день у участников пробега был посвящён отдыху и короткой гонке на одну версту (5,3 км). «Организация гонки была изумительная для России. Порядок образцовый, публика очень элегантной, автомобилей — целые вереницы, и всё это под голубым небом, при ярком солнце. Испытание ознаменовалось побитием многих русских рекордов», — пишет автор. В обратный путь четыре автомобиля решили не отправляться, так как экипажи слишком устали и решили задержаться в Риге. С учётом поломок из Риги в сторону Санкт-Петербурга выехало только 15 машин, которые благополучно добрались до Пскова, а на следующий день и до Петербурга.Кроме того, в журнале было опубликовано письмо туриста, который отправился в путешествие от станции Александрова до Венеции. «Мой автомобиль, несмотря на лёгкость своей конструкции и сверх нормальной нагруженности во время путешествия, работалъ так исправно и без капризов, что этого я и не предполагал. Конечно, не обошлось и без поломок, ибо на большом расстоянии это случается и с большими автомобилями, но они относились не к самому двигателю, а касались исправления или радиатора, или передней главной оси, или пневматиков (шин — прим. ред.)», — отмечает путешественник. Он пишет, что одна из поломок произошла из-за того, что в Германии его шофёр сбил свинью. К слову, штраф за это составил 120 марок.Помимо этого, во время подъёма на Цирлсбергскую гору в Баварии автомобиль потерял сцепление, перевернулся, слетел с горы и «разбился вдребезги». При этом автомобилист отмечает, что случайно встреченный им прохожий предупредил о слишком крутом подъёме и предложил добраться до вершины при помощи лошади. Но туристы были непреклонны и отклонили это предложение. Сначала автомобиль ехал достаточно бодро, затем мощности перестало хватать и водителю пришлось выйти и продолжить путь пешком, уступив место за рулём владельцу машины. Однако и это не помогло: почти у самой вершины машина окончательно потеряла ход и остановилась.Тормоза не удержали машину, и она покатилась назад, набирая всё большую скорость. Мужчина находился за рулём и решил попытаться остановить её при помощи задней передачи, но «совершенно позабыл, что мотор не был остановлен, а остановился сам по себе, бензин был открыт, а электричество включено». Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 22 августа 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки. «При таком условии задний ход послужил мотору не тормозом, а наоборот — совершенно избавил его от тормозов. Автомобиль, быстро перескочив через шоссейную преграду, со страшной быстротой понёсся вниз под уклон горы, подпрыгивая от корней деревьев и камней, пока не наскочил на кустарник и не перевернулся, придавив меня своей тяжестью. Но катастрофа эта окончилась для меня счастливым образом: между головой моей и корпусом автомобиля прижалось молодое дерево, которое, постепенно разгибаясь, все более и более давило мне на голову, так что если бы вовремя не подоспела мне на помощь компания туристов-тирольцев, то вместе с этим моментом прекратилось бы и мое сильное желание, когда будет возможно, отправиться бы ещё раз, но в более далёкое путешествие на автомобиле по Западной Европе», — пишет путешественник.
Юрист Радько напомнил о запрете нарушать ПДД ради пропуска скорой. В России хотят ужесточить наказание за непредоставление преимущества автомобилям скорой помощи. Однако, как сообщил в беседе с Quto.ru адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько, требование уступить дорогу не значит, что водители сами должны нарушать правила движения. Эксперт подчеркнул, что термин «уступить дорогу», согласно ПДД, означает, что водитель должен не начинать или продолжать движение, либо совершать какой-либо манёвр. При этом обязанности немедленно предпринимать все возможные действия для освобождения пути спецтранспорту, в российском законодательстве нет. «Даже если, как говорится, на хвосте у автомобилиста висит неотложка, ему запрещено нарушать правила: перестраиваться через сплошную, выезжать за стоп-линию или на встречную полосу, заезжать на тротуар», — напомнил Радько.Тем не менее, юрист не исключает возможных злоупотреблений со стороны гаишников, особенно в ходе рейдов. В этом случае свою невиновность водителям придётся доказывать в суде. Ранее депутат Ярослав Нилов заявил, что в России наблюдается резкий рост случаев, когда автомобилисты намеренно не предоставляют преимущество медицинским машинам и «глумятся» над медиками, поэтому необходимо резко ужесточить наказание. Однако адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько отметил, что проблема раздута, а повышение штрафов может привести к злоупотреблениям.