Базовый чек-лист безопасности для водителя этой осенью
© Шедеврум
Самыми тяжёлыми ДТП считаются аварии с участием детей: на дорогах России за 2024 год случилось больше 23 тысяч таких происшествий. Это на 7,2% больше, чем годом ранее. Число погибших в авариях детей тоже выросло — с 788 до 805 человек.
Что особенно важно, чаще других погибают дети-пассажиры (58,6%), а в большинстве аварий с участием детей виноваты именно взрослые, которые нарушают ПДД. Тенденция сохраняется и в 2025 году: за первые шесть месяцев зафиксировано 10 270 аварий, что на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число погибших и раненых детей выросло на 3% и 4,3% соответственно.
Трагическая комбинация в аварийной статистике — дети на дороге и невнимательные автомобилисты, которые пренебрегают правилами дорожного движения. Кто-то не считает нужным снизить скорость перед детскими учреждениями, кто-то рассчитывает на свою реакцию и тормоза, кто-то — на то, что дети будут соблюдать правила.
Беспечность и наивность водителей приводят к беде: дети становятся инвалидами или погибают, виновники аварий получают тюремные сроки и судимости.
© Adobe Fotostock
Удваиваем осторожность: на дороге дети!
На дороге надо быть внимательным, но около школы или детского сада осторожность водителя должна удвоиться и даже утроиться. Дети быстры и непредсказуемы. Они могут спокойно стоять у обочины, а потом вдруг решить перебежать на другую сторону прямо перед вашей машиной.
Они могут дойти до середины дороги, а потом резко решить развернуться. Они могут смотреть в телефон или слушать музыку и вообще не смотреть на проезжую часть. Могут остановиться завязать шнурок посреди дороги. Дети не умеют оценивать расстояние до машины и свою реакцию.
Они могут испугаться, растеряться, выбрать неверное решение в экстренной ситуации. Кроме того, после летних каникул дети будут какое-то время адаптироваться к городу. Именно ранней осенью фиксируется рост числа ДТП с участием детей. В случае аварии с ребёнком-пешеходом виноват будет взрослый, ведь оценка дорожной ситуации была в его власти.
Приведём базовый чек-лист безопасности для водителя:
- Снижаем скорость около учебных заведений: помним, что дети могут оказаться на дороге внезапно.
- Не отвлекаемся за рулём: вы посмотрели в телефон — в эту же секунду ребёнок выбежал на дорогу.
- Внимательно паркуемся у школ и детских садов, особенно задним ходом (ребёнок может в одно мгновение оказаться там, где только что было пусто).
- Осенью тщательно следим за чистотой фар: чистые фары позволяют увидеть пешехода в среднем за 55 метров, а грязные сокращают зону видимости до 45 метров.
© Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Работаем с детьми и родителями: специальные программы Госавтоинспекции
Было бы неверно возлагать всю ответственность за детскую аварийность только на водителей, поэтому, как стало известно редакции Quto, сотрудники Минтранса Подмосковья и Госавтоинспекции со своей стороны работают с родителями и детьми.
«Мы считаем важным, чтобы привычка соблюдать правила дорожного движения формировалась с самого детства. Поэтому проводим акции, где дети не только слушают, но и участвуют в практических занятиях: учатся правильно переходить дорогу, разбираться в дорожных знаках и быть внимательными к окружающему, — рассказывает заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Евгения Каретникова. — Мы призываем родителей пройти вместе с ребёнком маршрут от дома до школы и обратно, чтобы убедиться, что он максимально безопасен. И конечно, обращаемся к водителям: соблюдайте правила дорожного движения вблизи учебных заведений. Помните, ребёнок может внезапно оказаться на проезжей части и именно ваша внимательность может спасти ему жизнь».
По словам Евгении Каретниковой, в Московской области профилактические образовательные мероприятия проводят ещё до начала учебного года, например, в ходе проекта «Безопасное лето». Постоянная работа с детьми и напоминание о правилах поведения на дороге готовит их к учебному сезону.
К образовательным акциям регулярно присоединяется и оператор системы фотовидеофиксации Московской области ГК «Урбантех». Специально для детских мероприятий компания разработала развивающие раскраски «Мир безопасных дорог». В них детям в игровой форме в виде увлекательных раскрасок на тему дорожных ситуаций объясняют правила дорожного движения.
Также на совместных акциях с Госавтоинспекций и Минтрансом Подмосковья представители компании вручают детям световозвращающие браслеты, рюкзаки для сменной обуви с фликерами и рассказывают, почему важно быть заметными на дороге.
В тёмное время суток светоотражающие элементы на верхней одежде или рюкзаке позволяют заметить пешехода на дороге на расстоянии 100–150 метров. Для автомобиля, который движется по правилам, со скоростью 60 км/ч, этого расстояния будет достаточно, чтобы вовремя безопасно затормозить и пропустить человека.
© Ибрагим Кумыков / ТРК Таврия / ТАСС
Напоминания сотрудников Госавтоинспекции и советы экспертов транспортной безопасности будут нелишними и для взрослых. В Московской области для безопасности пешеходов подсвечивают переходы, оснащают «умные» пешеходные дорожки со световой индикацией, а также применяют комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД — они остаются надёжной доказанной мерой снижения аварийности.
В Московской области действует одна из самых эффективных в России систем фотовидеофиксации. Большую часть группировки составляют современные комплексы последнего поколения «Азимут 4». Они фиксируют наиболее распространённые и опасные нарушения ПДД со стороны водителей.
Законодательство пока не предусматривает наказание для пешеходов за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное камерами, но пилотные проекты уже были и технологии позволяют выявлять нарушителей. Что касается водителей, то превышение скорости, выезд на встречную полосу, непристёгнутый ремень и даже использование телефонов за рулём уже давно безошибочно фиксируется современными средствами контроля, в том числе комплексами «Азимут 4».
«С момента внедрения системы контроля БДД в Подмосковье число ДТП, смертей и травм снизилось более чем на 40%, а это свыше 3 000 спасённых жизней за 7 лет, — говорит Александр Домбровский, заместитель генерального директора ГК "Урбантех". — Комплексы "Азимут 4" способны фиксировать сложные составы нарушений ПДД, например непредоставление преимущества пешеходу или проезд на красный сигнал светофора. Такой функционал дисциплинирует водителей. Весной 2025 года в комплексы фотовидеофиксации Подмосковья стали массово внедрять функцию по распознаванию использования телефона за рулём. Это позволяет снижать вероятность возникновения ДТП по причине невнимательности и отвлечения водителя».